Элементы педагогической технологии

Страница 2

Таким образом, формирование ребенка как субъекта происходит при положительном подкреплении в его адрес, высказывании скрытой оценки, при безусловности требуемой нормы. Выявленные элементы, с обозначенными функциями и определенными операциями, составляют сущность педагогической технологии. Однако этим содержание педагогической технологии не ограничиваются: дополнительные элементы, такие как психологический климат, групповая деятельность, педагогическая реакция на поступок, носят обобщающий или частный характер.

Основными элементами педагогической технологии являются педагогическое общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняют три функции.

1) "открытие" ребенка на общение – призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;

2) "соучастие" ребенку в педагогическом общении – достигается в результате анализа взаимодействия учителя с детьми;

3) "возвышение" ребенка в педагогическом общении – это не завышенная оценка, а как стимулятор.

Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Оценить – значит "установить степень, уровень, качество чего-нибудь". Учитывая такой подход к педагогической оценке и умело, используя ее в своей работе, педагог формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой отношение учителя оказывает на ребёнка более сильное воздействие, чем беседы или урок.

Функциями педагогической оценки являются: внесение образа на уровне ценностного отношения к миру, стимулирование деятельности ребенка по освоению этого отношения, коррекция его возможных отношений в процесс самостоятельной выработки отношений. Учитывая уникальность и неповторимость личности каждого ребенка, необходимо тактично и бережно относиться к нему и учитывать значимость педагогической оценки для его развития.

Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения. Отношения человека имеют субъективно свободную природу и вырабатываются им самостоятельно в процессе накопления жизненного опыта. Задача педагога заключается в том, чтобы повлиять на формирование ценностных отношений позиций ребенка. Для этого необходимо представлять себе соотношение между безусловными нормами и правилами.

Таблица

Уровень самосознания

ФОРМЫ

Поощрения

Наказания

Одобрение

Неодобрение

Похвала

Замечание

Аргументированное поощрение

Аргументированное неодобрение

Материальная форма

Лишение удовольствия (кроме

естественных потребностей)

При высоком уровне самосознания

Благодарность

Выговор

Присвоение звания

Исключение из коллектива

Реализация требования, доступного в данный момент развития ребенка, предусматривает и учет его психического состояния. Психика школьника очень подвижна: настроение у детей может меняться очень часто. Эффектность педагогического требования возрастает, если учитель постоянно подчеркивает свое уважение к детям, а для этого формы его обращения и поведения должны соответствовать этическим нормам, позволяющим педагогу в любой ситуации оставаться на высоком уровне культуры. Не следует пренебрегать обращениями к учащимся "Вы", "Пожалуйста" и т.д. Информативное речевое и демонстрационное воздействие имеет свои закономерности, учет которых обеспечивает педагогу возможность более тонкого прикосновения в работе с детьми.

Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в двух понятиях – "наглядный" и "демонстрационный" материал. Демонстрационным материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком. Наглядный материал должен обладать такими характеристиками, как доступность, убедительность, понятность. Принцип наглядности, как основной принцип дидактики ввел Я. Коменский, большую роль в учебном процессе отводил К.Д. Ушинский. Таким образом, выявленные закономерности в этой области, дают совокупность технологических правил информативного демонстрационного воздействия:

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Результативность опыта
Прогнозируемым результатом использования проблемного обучения является повышение внутренней мотивации к учебной познавательной деятельности, углубление уровня понимания учебного материала. На протяжении всего времени опыта я провожу анализ успеваемости и качества знаний учащихся. Если проанализиров ...

Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста
При составлении упражнений данной группы следует помнить, что существуют две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению на движение мысли автора: А) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании; Б) слова, указывающие на изменение направления мысли, поворот мысли, отрицани ...

Из истории развития природной среды в условиях детского сада
Методика ознакомления детей с природой - педагогическая наука, изучающая возможности целенаправленного использования природы для всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения. Впервые развернутая система обучения и воспитания человека от рождения до зрелости была разработана чешским п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru