Любая система образования – это открытая и достаточно устойчивая система. Поэтому такие ее компоненты, как цели и содержание обучения, должны оставаться неизменными при любой форме образования в пределах одного государства в соответствии с принятыми в этом государстве программами и стандартом образования. Что же касается методов, организационных форм и средств обучения, то они могут варьироваться в зависимости от применяемой концепции обучения, форм обучения. Именно поэтому мы считаем необходимым обратиться к средствам, которые могут обеспечить наиболее полную реализацию этих возможностей, раздвинуть стены классных помещений, открыть выход в широкий мир познания, включая диалог культур.
Учителям важно знать, какими услугами и для каких дидактических целей они могут воспользоваться в своей педагогической практике и особенно при использовании тех педагогических технологий, о которых идет речь в этой книге. Прежде всего, нам надо разобраться, что же такое современные компьютерные телекоммуникации. Конечно, мы не сможем обойти вопрос и о возможностях глобальной сети Интернет для целей образования.
Что мы называем телекоммуникациями?
Под телекоммуникацией в международной практике понимается "передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.)".
В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи – это компьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и прием информации в КТК могут быть прямыми – с компьютера на компьютер (синхронная связь) – и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать их на персональные компьютеры по мере запроса пользователями.
Синхронная телекоммуникационная связь.
В этом случае партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах.
Асинхронная телекоммуникационная связь.
Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.
КТК также используется как средство доступа к программам удаленных компьютеров и сетевым службам, например для получения файлов определенных документов или ответов на запросы из сетевых баз данных.
Разновидностью почтовых услуг Интернет, сохранившей значение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных сетевых программных средств, являются конференции.
Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернет:
1) "реальные" конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно, возможно даже с использованием звука и видеоизображения (это – дорогой и организационно относительно сложный вид услуг);
2) отсроченные во времени дискуссии, которые чаще всего и называются электронными конференциями, или телеконференциями.
Конференции бывают "открытыми" – доступными для любого пользователя сети, или "закрытыми", доступ к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции ("модератора") и лишь для избранного контингента участников, приглашенных ведущим
Уже сейчас КТК активно внедряются в различные сферы человеческой деятельности: в науку, производство, банковское дело, образование и здравоохранение. Умение правильно и быстро пользоваться различными источниками информации и средствами доступа к ней, включая КТК, очень важно для людей XXI века (т.е. наших и ваших будущих учеников).
Компьютерные телекоммуникации сейчас – не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения (телефон, обычная почта, которую теперь на Западе называют snail-mail, почта-улитка) и передачи информации (телефакс):
1) они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что имеются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междугородние разговоры по телефону, что гораздо дешевле обычных услуг телефонных компаний;
Педагогические заметки:
Приоритетные направления развития педагогической науки в современных
условиях
Школа — социальный институт, общественно-государственная система (см. Закон РФ "Об образовании" 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Школа — это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образованию, однозначен: воспитать тв ...
Стимулирование трудовых усилий детей родителями
Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование ребенка. Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение ребенка, выявляет у него сознательное отношение к необходимости трудит ...
Внеклассная работа по экологическому образованию и
воспитанию младших школьников
Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и бол ...