Условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 7

Продумывая упражнения и систему заданий, направленных на формирование изобразительных навыков и умений, следует помнить, что буквальное повторение одних и тех же заданий детям скучно и не приводит, как правило, к успеху. Другое дело, если задача всякий раз несколько усложняется, предстает в другом варианте.

Специфика изобразительной деятельности состоит в том, что одни и те же навыки, умения, способы действия отрабатываются при выполнении разных изображений. Так, формообразующее движение, необходимое для рисования предметов круглой формы, будет совершенствоваться и закрепляться при рисовании любых предметов такой формы. Этим обеспечивается и вариативность упражнений. Вместе с тем данное обстоятельство предоставляет возможное при использовании определенной методики формировать у детей обобщенные изобразительные навыки и умения (с помощью которых можно изображать разные предметы и явления), что позволит детям самостоятельно, не ожидая показа педагога, передавать в рисунке, лепке, аппликации разнообразные впечатления от окружающего мира. Это вооружает их той свободой действия, которая необходима для творчества.

Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности дошкольников используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, т. е. на развитие творческого мышления, воображения. Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности. Так, например, анализируя с детьми форму и строение предмета, который они будут затем изображать, воспитатель предлагает подумать, как нужно расположить лист бумаги и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел красиво. В другом случае дети выполняют аппликацию: вырезают и наклеивают тележку. Когда работа будет готова, педагог предлагает ребятам вырезать и наклеить то, что везет их тележка, при этом каждый может проявить фантазию (игрушки, овощи, кирпичики и др.).

Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческое задание: передать сюжет литературного произведения, реализовать собственный замысел. Воспитатель прежде всего руководит формированием замысла, для чего требуется активизировать, мобилизовать весь предшествующий опыт детей, направить их на решение новой задачи. Старшим детям, которые знают много сказок, рассматривали различные иллюстрации в книгах, знакомы с произведениями декоративно-прикладного искусства, рисовали, вырезывали и наклеивали различные здания, предлагают создать сказочный дворец. Воспитатель спрашивает, что дети хотят нарисовать, затем уточняет с ними, где и как они нарисуют задуманное. При этом внимание ребят сосредоточивает на главном и доступном для выполнения. Чем удачнее будет сформирован замысел, тем увереннее и самостоятельно воспитанники реализуют его. Отбирая содержание и уточняя, что, как и где надо рисовать, воспитатель вместе с тем предоставляет возможность выразить это содержание каждому по-своему.

Возрастные особенности детей 3—7 лет и специфика изобразительной деятельности требуют выделения игровых приемов обучения, которые применяются во всех группах. Игровые приемы на занятиях повышают интерес детей к изобразительной деятельности, создают положительный эмоциональный настрой и вызывают желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, повышают эффективность процесса обучения.

Игровые приемы обучения применимы внутри разных методов. Их можно включить как в информационно-рецептивный метод, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить и с которым знакомят детей, преподносится в игровой ситуации (например, в гости к детям приходит нарядная кукла и просит их нарисовать ее портрет), так и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучат.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагогические заметки:

Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Цель контрольного эксперимента - выяснить насколько повысился уровень нравственно-правовых представлений, суждений, понятий, изменились отношения детей друг к другу, окружающим людям, их эмоциональное самочувствие, детско-родительские взаимоотношения; определение эффективности усилий, затраченных н ...

Общее понятие работоспособности. Влияние физических упражнений на физическую и умственную работоспособность
Под работоспособностью в широком смысле этого слова следует понимать «тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек». Известно, что этот максимум зависит от целого ряда субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам здесь относятся – знания, умения, способности, мотивы, в ...

Планирование занятий по изобразительной деятельности в малокомплектном детском саду
Рисование "Городецкие узоры" Цель занятия. Познакомить с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Воспитывать уважение и интерес к труду народных умельцев, расширять представление о художественных особенностях городецкой росписи. Развивать эстетическое ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru