Условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 5

Знакомство с новыми приемами (способами) изображения также происходит при помощи информационно-рецептивного метода.

Показ способов действия играет важную роль в обучении детей рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Малыши только начинают овладевать изобразительной деятельностью. Они должны освоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кистями, карандашами, стекой, ножницами, красками, цветными карандашами, восковыми мелками и др.).

Дети не знают способов передачи формы предмета в рисунке, аппликации, лепке, не знают, как нужно поставить кирпичики, чтобы постройка приобрела устойчивость. Чтобы они овладели формообразующими движениями руки (направленными на передачу в рисунке, лепке, аппликации формы предмета), способами создания изображения, им нужно показать эти способы и объяснить. Однако делается это не на каждом занятии, а лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые.

Постоянный показ способов изображения лишает ребят активности, приводит к пассивному повторению воспринятого. Педагог учит детей соотносить новые сведения, способы действия с темп, которые они узнали, усвоили раньше, устанавливать взаимосвязь нового с уже известным. Опираясь на тех детей, которые хорошо осваивают новые приемы, воспитатель вызывает их к доске для напоминания нужного приема. Предварительно предлагает всем вспомнить, что они уже рисовали, лепили, вырезывали, и показать руками в воздухе, как это делали. Такие приемы обучения способствуют формированию общих способов действия, пригодных не для одного случая. В результате дети приобретают возможность самостоятельно изображать широкий круг предметов и явлений действительности. Создается основа для развития творчества.

Показ способов изображения может быть полным, когда воспитатель последовательно создает изображение. Например, знакомя детей с приемом вырезывания одинаковых форм, деталей из бумаги, сложенной гармошкой, воспитатель показывает способ складывания полоски бумаги в 3—4 раза гармошкой, затем процесс вырезывания (кружочков, листочков), хотя эти приемы уже знакомы детям. В заключение он демонстрирует, что получилось. В некоторых случаях, когда нужно напомнить лишь какую-то часть сложного приема, педагог прибегает к частичному показу. Так, на следующем занятии, когда потребуется сделать несколько одинаковых предметов, способ вырезывания которых они освоили ранее, воспитатель показывает лишь, как складывается бумага, а остальное дети выполняют самостоятельно. Частичный показ позволяет педагогу активизировать воспитанников, использовать имеющийся у них опыт.

Показывая способы изображения, воспитатель, как правило, пользуется теми же инструментом, материалом, которые дают детям. Однако в некоторых случаях прибегают к помощи другого материала: например, когда демонстрируют не способы изображения, а варианты композиции, примерное расположение фигур на листе (воспитатель мелом на доске отмечает, как по всему листу расположить деревья, дома, людей, при этом сами изображения дает лишь в общих чертах). Разумеется, такой показ возможен лишь в старшей и подготовительной группах, в остальных группах материал для показа у воспитателя должен быть тот же, что и у детей. Как напоминание способов действия, направления линий при рисовании, формообразующих движений педагог может использовать жест, движение, обвести предмет по контуру, которые должны быть произведены отчетливо, чтобы видели все дети. И не только сам, но и привлечь детей: кто-то обведет предмет по контуру у доски, затем все вместе покажут это движение в воздухе. В результате каждый ребенок до того, как начнет рисовать, сделает жест рукой и вспомнит нужное формообразующее движение, что облегчит выполнение задания. Важно, чтобы это движение было точным. Если же педагог заметит, что кто-то действует беспорядочно, он подходит к ребенку и предлагает воспроизвести требуемое действие отчетливо и проследить взглядом за движением руки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагогические заметки:

Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих
Для более глубокого понимания взаимодействия компонентов данной системы необходимо исследовать феномен патриотизма, представляющий собой системно-комплексное качество личности, имеющее сложную структуру. Как уже отмечалось, патриотизм законодательно закреплен для военнослужащих как необходимое проф ...

Опытно-экспериментальная работа по выявлению современного состояния патриотического воспитания военнослужащих
Изучая основные социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма, я использовал статистические, психолого-педагогические и социологические методы (БОУ, экспертные группы, индивидуальные глубинные интервью). Будучи по характеру количественно-качественными эти методы сниж ...

Детский фольклор как народная педагогика
Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru