Нужно овладеть известным мастерством в выборе цвета и составлении оттенков, научиться получать разные оттенки одного цвета, смешивая краски. Для работы с цветом необходимо знание цветового спектра и порядка его построений: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Основные цвета — красный, желтый, синий; промежуточные — оранжевый, зеленый, фиолетовый — получаются путем смешения основных (красный + синий = фиолетовый; красный + желтый = оранжевый; синий + желтый = зеленый). Все цвета спектра имеются в красках в готовом виде, однако для получения нужного оттенка можно смешать краски. Так же получаются и промежуточные оттенки цветового спектра: сине-зеленый, желто-зеленый и т. д. Цвета спектра делятся на холодные и теплые (холодные: синий, голубой, фиолетовый; теплые: желтый, оранжевый, красный). Остальные цвета могут быть теплого или холодного оттенка в зависимости от того, какой цвет в нем преобладает. Все цвета спектра принято называть хроматическими, а белый, черный и все тона серого — ахроматическими. Ахроматические цвета дают богатство тоновых отношений.
Составляя цветовую композицию работы, прежде всего исходят из содержания и замысла. Так, если пишут этюд, то натура задает цветовую гамму. Если создают сюжет, то ищут цветовую композицию, наиболее полно выражающую замысел. Изображение солнечного летнего дня требует светлых, радостных сочетаний. Но когда в сказке, по мотивам которой создается композиция, говорится о тревожном или грустном событии, тот же летний пейзаж должен быть решен в цвете иначе. В сюжетной композиции возможны отход от» натуры, обобщение, если это нужно для достижения выразительности.
При подборе красок и составлении оттенков необходимо помнить о тоновых отношениях: не всегда цвета должны быть одинаково яркими и насыщенными или светлыми и мягкими.
Сочетание ярких и спокойных цветов создает тоновое разнообразие рисунка. Когда для рисования используется цветная бумага, следует ее рассматривать как один из компонентов цветовой и тоновой композиций рисунка. Например, на нейтральном сером фоне хорошо смотрятся насыщенные цвета: красный, желтый, голубой, белый, черный, а на ярко-голубом — красный (зеленый цвет надо использовать осторожнее).
Тщательный подбор цвета важен не только в рисовании, но и в аппликации, которая, как и рисунок, строится по законам линейной и цветовой композиций. Готовясь к занятию, выбирают наиболее красивые, соответствующие теме сочетания. Вырезав изображения, раскладывают их на листе бумаги, анализируют, как они смотрятся: верны ли цвет, размер, форма. С первого раза можно и не получить желаемого результата. Нужно попробовать изменить форму, цвет изображений или их расположение на листе. Иногда замена какой-то детали поможет найти выразительное решение.
Завершив работу, проанализируйте ее: удалось ли решить поставленную задачу; отметить, в чем недостатки выполненного рисунка, лепки, аппликации. Выработка умения анализировать создаваемые изображения поможет впоследствии и при оценке детских работ увидеть творческое выразительное решение.
Большое значение имеет владение техникой рисования, лепки, аппликации — умения правильно держать карандаш, кисть, ножницы, свободно, легко, уверенно работать ими. Неправильное, слишком напряженное положение руки сковывает движения, отчего изображение получается несовершенным. Необходимо овладеть разнообразными приемами работы карандашом и кистью: рисовать карандашом с разным нажимом, кистью — широкие линии всем ворсом и тонкие — концом, держа ее вертикально. Нужно уметь легко и уверенно рисовать разнообразные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, волнистые), предметы разной формы (прямоугольные, округлые), соразмерять линии и форму. Рука должна быть послушной. Этому будут способствовать упражнения, развивающие руку и глаз (полезно рисовать круги разных размеров, легко поворачивая руку слева направо и справа налево; нарисовав несколько прямоугольников, следует закрасить их, постепенно увеличивая силу нажима так, чтобы последний был самым насыщенным). Чтобы научиться работать концом кисти, хорошо порисовать паутину, кружевной узор.
Педагогические заметки:
Программа патриотического воспитания младших школьников "Без прошлого
нет будущего"
Обоснование проблемы Воспитание патриотизма на культурно-исторических традициях родного народа, его потребностями и бытом имеет огромное значение, так как воспитание всегда народно и национально. Патриотическое воспитание имеет свои особенности, среди которых особое место отводится изучению истории ...
Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта
Стоящая перед массовыми дошкольными учреждениями задача трудового воспитания детей не менее важна и для специальных дошкольных учреждений. Однако наряду с общими задачами специальные детские сады имеют еще свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития умственно отстал ...
Исследование коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника
Исследование проводилось на базе детского сада №17 города Солигорска. В исследовании участвовало 20 детей старшей возрастной группы. Список детей: 1. Арсений А. 11.Полина М. 2. Егор А. 12.Глеб М. 3. Захар Б. 13.Валерия М. 4. Валерия Б. 14.Глеб Н. 5.Ирина Г. 15.Валерия М. 6. Алёша Д. 16.Данила Р. 7. ...