Программа по изобразительной деятельности в детском саду предусматривает решение следующих задач: воспитывать интерес к художественной деятельности, развивать восприятие, воображение, формировать образные представления, развивать творческие способности, учить способам создания изображений. На занятиях изобразительной деятельностью у детей постепенно развиваются эстетические чувства: чувство формы, пропорций, цвета, ритма, композиции, а также художественный вкус.
В процессе прохождения программы детям сообщаются знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях. Все эти знания направлены на совершенствование практической изобразительной деятельности, на овладение входящими в нее умениями и навыками.
В программе по изобразительной деятельности в соответствии с ее спецификой выделяют четыре раздела. Первый раздел охватывает знания, умения и навыки, связанные с созданием изображения предметов в рисунке, лепке, аппликации. Второй раздел касается передачи содержания, сюжета. В третий включены умения и навыки, необходимые для украшения рисунка или аппликации. Четвертый раздел объединяет технические умения и навыки: умения владеть карандашом и кистью, ножницами, обращаться с красками, клеем, пластилином, глиной.
В соответствии с программой приведем несколько занятий по формированию технических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Лепка
Тема «Много зайчиков веселых — и больших и маленьких»
Цель занятия.
Детей пятого года жизни учить конструктивным способом лепить зайца.
Детей шестого года жизни учить лепить зайцев в движении.
Материал. Глина, стеки.
Предварительная работа. Лепка зайцев из снега на участке, рассматривание скульптуры малых форм, изображающей зайцев.
Ход занятия. Воспитатель напоминает детям песенку про зайчиков и предлагает им вылепить веселых зайчиков, а затем выпустить их побегать на лесную полянку.
Обследуя игрушки или скульптуры малых форм, младшие дети са,ми называют части (туловище, голова). Воспитатель напоминает, что кусок глины делят на три части, так как ушки зайца раскатывают из маленького куска глины, который делят пополам и присоединяют к голове.
Чтобы дети поняли разные способы лепки при выполнении одного и того же изображения, воспитатель поясняет: младшие дети лепят маленьких зайчиков, которые еще не умеют хорошо бегать и прыгать, а старшие — зайцев больших; поэтому при лепке используют другие способы. Воспитатель показывает конструктивный способ: он лепит столбик, придавая ему соответствующее положение. Так, бегущему зайцу он выгибает спинку дугой, т. е; опущенные концы разрезают стекой, раздвигает и прикрепляет остальные части. По желанию старшие дети лепят все части отдельно, а потом соединяют их.
Вылепленные фигурки дети устанавливают на одном общем макете, изображающем лужайку. Каждый ребенок может рассказать, как веселится его зайчик.
Рисование
Тема «Свинка Ненила сыночка хвалила»
Цель занятия. Продолжать формировать у детей заинтересованное отношение к рисунку, создаваемому вдвоем. Продолжать учить рисовать свинью с поросятами.
Материал. Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русским потешкам. Общая рамка, бумага по размеру общих рамок, тонированная в светлые оттенки.
Предварительная работа. Оформление книжного уголка иллюстрациями Ю. А. Васнецова к потешке «Свинка Ненила».
Педагогические заметки:
Вопросы развития специального образования
В последнее время активизировался интерес к доступности профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основной причиной подобного внимания стал низкий уровень занятости этой категории населения в условиях рыночной экономики. Из 11 миллионов инвалидов в Российской Ф ...
Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции контроля
Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны. Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в с ...
Трудности аудирования и пути их преодоления
Общеизвестно, что слушание иностранной речи – это нелёгкое занятие, гораздо более трудное, чем чтение равноценного по языку и содержанию материала. Проблема состоит в том, что при слушании иностранной речи нас может затруднять многое: содержание речи, выбор языковых средств, которыми пользуется гов ...