Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях

Страница 1

Школа — социальный институт, общественно-госу­дарственная система (см. Закон РФ "Об образовании" 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Школа — это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образова­нию, однозначен: воспитать творческую, инициативную, самостоятельную личность, активно участвующую во всех общественных и государственных делах.

Сегодня школа оказалась в весьма проблематичной ситуации. Если исходить из постулата, что учитель должен "передать" детям знания, нормы культуры, т.е. пользо­ваться "мероприятийной" педагогикой воспитания, то это является проявлением махрового авторитаризма. Но бес­смыслен и другой лозунг — "дети сами по себе". Дети, оставшись без направляющей деятельности педагогов, ли­бо будут по инерции воспроизводить догмы, выработан­ные авторитарной педагогикой, либо у них возникнут раз­ного рода формы протеста, равнодушия к учению. Такова педагогическая интерпретация ситуации. Нужны новые ориентиры, чтобы школа шла не методом "проб и оши­бок", нужны рекомендации, выработанные на научной основе, помогающие учиться демократии уже в школе, нужна новая дидактическая система.

Демократизация общества детерминирует демократи­зацию школы. Демократизация школы — это цель, сред­ство и гарантия необратимости обновления, преобразова­ния школы, которая должна затронуть все стороны школьной жизни. Демократизация — это поворот к чело­веку, имя которому школьник. Демократизация — это преодоление формализма, бюрократизма в педагогическом процессе.

Это гуманистическая идея кооперированной деятель­ности детей и взрослых на основе взаимопонимания, про­никновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности, в своей су­ти направленной на развитие личности.

Гуманизация демократической системы означает, что целью учебно-воспитательного процесса становится все более полное удовлетворение познавательных и ду­ховных потребностей учащихся, что гуманизируются ха­рактер и содержание учебного труда школьников, — расширяются возможности участия всех школьников совместно с учителями в управлении всеми делами школы. Благодаря этому вся жизнедеятельность шко­лы, все содержание деятельности учителей и учащихся ставится на службу ученику. Создаются все более бла­гоприятные условия для гармонического развития лич­ности. Ученик выступает как субъект различных, внут­ренне взаимосвязанных, видов деятельности и, прежде всего учебной, игровой, общественно полезной, трудо­вой. Практика работы учителей-новаторов и результаты научных поисков ученых-дидактов показывают, что это способствует развитию у школьников желания и уме­ния учиться, формированию у них способностей и от­ветственности в овладении знаниями, выполнении об­щественно значимых поручений в школе и вне ее. В школьном коллективе укрепляются доверительные от­ношения между учителями и учащимися. Повышается требовательность каждого к своим обязанностям, не­терпимость к недостаткам: у учителей — это порождает радость и гордость результатами своего труда, стремле­ние сделать его еще более плодотворным; у учащихся — укрепляет чувство самостоятельности, уверенности в своих возможностях для решения проблем, высту­пающих в процессе обучения в любой учебной и жиз­ненной ситуации. И это благодаря тому, что в качестве приоритетов в нынешней школе выступают не про­граммы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запом­нить, а ребенок, ученик, его интеллектуальное, духов­ное и физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способ­ностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка. В этом и суть личностно-ориентированного обучения.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Основные моменты проведения интегрированных уроков по биологии на тему «Структурная организация живой клетки» в 9 классе
Изучая строение и состав клетки, школьники узнают, что они имеют сложное строение. В состав каждой клетки, а значит, и в состав каждого органа и всего растительного и животного организма в целом входят вещества из окружающей среды. При усвоении материала о физиологических процессах, протекающих в к ...

Виды контроля знаний учащихся
Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической и методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают, но названия ...

Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих
Для более глубокого понимания взаимодействия компонентов данной системы необходимо исследовать феномен патриотизма, представляющий собой системно-комплексное качество личности, имеющее сложную структуру. Как уже отмечалось, патриотизм законодательно закреплен для военнослужащих как необходимое проф ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru