Понятие патриотического воспитания

Страница 1

С древнейших времен великие философы и педагоги уделяли проблеме патриотического воспитания значительное внимание. В учении Конфуция вместе с основными общечеловеческими ценностями наиболее значимыми являются любовь к стране, народу, семье, почитание старших, традиций.

Концепция воспитания в Древней Греции имели свои особенности. Высшей целью каждого гражданина считалось достижение блага для государства. В трудах Перикла (V век до н.э.) идеалом человека являлся полноправный гражданин, который сочетал свои интересы с государственными, отличался высокой сознательностью и богатством духовной культуры.

По мнению К.А. Гельвеция, истинной целью воспитания считается формирование у каждого человека глубокого понимания личного и общественного блага. А поколение новых людей – патриотов появляется тогда, когда сердца граждан раскрываются для гуманности, а ум – для знаний. Подчеркивая необходимость патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивилизованного человека – любовь к справедливости и Отечеству».[

Я.А. Коменский считал, что одним из главных направлений воспитания является формирование у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. В «Великой дидактике» он писал: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в х общественного благополучия». Система подготовки патриотов, защитников, воинов доходит до России через Византию и через западноевропейские государства. Но в России дворянско-аристократическая подготовка опиралась на русские обычаи, русский национальный характер.

Патриотическое воспитание всего русского народа диктовалось жизненной необходимостью защиты своего Отечества, заключалось в праве жить своими традициями, заботиться о том, чтобы страна становилась богаче, сильнее, славилась трудом, почитанием законов, национальных традиций, чтобы ее уважали соседи.

Философы, педагоги, социологи обращались к концепции русской идеи как феномену русской духовности, неповторимости и самобытности русской культуры, наполненной содержанием культурно-исторических ценностей своего Отечества.

Русский ученый А.Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма и считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, должно «взрастить» и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить». По мнению ученого, нравственное и умственное воспитание определяют чувство религиозного, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному.

По мнению Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова, для патриотического воспитания гражданина необходимо предоставить молодым людям право нормально и свободно развиваться, внушать правильные взгляды на жизнь, представления о добре, правде, долге, воспитывать твердость воли и трудолюбие.

В послеоктябрьский период в России вопросы патриотического воспитания приобрели особую актуальность. Изменение идеологии воспитания патриотов подчинялось идеям коммунистического воспитания и задачам интернациональных отношений в обществе. Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания в советском периоде многочисленны и разнообразны. Советскому обществу были присущи черты марксистко-ленинской идеологии, контроль государства над учебными учреждениями, творческими союзами, содержанием культуры. Но необходимо отметить, что культура советского периода базировалась на наследии патриотизма, духовности, гуманизма, общинности, государственности, всегда жившем в народном сознании как высокий идеал и норма человеческого бытия. Сохранилось то, что русский народ создал за многовековую историю патриотического воспитания и подготовки ее к защите Отечества. Появились общественные организации и центры по подготовке молодежи допризывного возраста к службе в армии, организовывались военно-спортивные соревнования («Ворошиловский стрелок», «Готов к труду и обороне»).

Характеризуя цели воспитания в советской школе, А.С. Макаренко отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». Ученый подчеркивал, что от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, напряженная работа, часто очень тяжелая, неинтересная и грязная. А.С. Макаренко считал, что удел школы – воспитание преданных родине патриотов, обладающих чувством долга и чести, имеющих организационные навыки, ответственных и жизнерадостны.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Основные формы организации досуга
Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Очевидно, что «массовое искусство» отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность, что и доказывает высокий уровень посещаемости развлекательных з ...

Управление образовательными системами
В педагогической на­уке и практике все более усиливается стремление осмыслить це­лостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необ ...

Система работы по развитию речевых умений посредствам методов проектов
На основе анализа проведенного констатирующего эксперимента нами был разработан план и проведен формирующий эксперимент, который был проведен во время непрерывной преддипломной практики в средней общеобразовательной школы №3 г. Ростова-на-Дону. В эксперименте участвовала группа учащихся 6 «Б» класс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru