В процессе исследования обобщались и анализировались данные научно-методической литературы об общем понятии работоспособности, влиянии физических упражнений на физическую и умственную работоспособность. Изучалась литература по методике воспитания общей выносливости учащихся, а также о применяемых технологиях ее развития и влияния на общую работоспособность.
Всего было изучено и проанализировано 32 источников, из них современных – 15.
Для определения уровня физического развития использовалась методика определения:
длины тела, которую измеряли в сантиметрах при помощи деревянного ростомера. Испытуемый стоит, а затем садится на тумбочку спиной к цифровым обозначениям и межлопаточной областью, ягодицами и пятками прикасается к вертикальной стойке ростомера. Голова его находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены на одном уровне. Затылком к ростомеру не прикасаются. Подвижную планку ростомера опускают на голову испытуемого без надавливания.
Массы тела определяли с точностью до десятых долей килограмма путем взвешивания на выверенных медицинских весах рычажной системы.
Для определения уровня общей работоспособности использовалась методика определения уровня физической работоспособности по индексу Гарвардского степ – теста (индекс Гарвардского степ-теста по методу В.Л. Карпмана, Э.Б. Белоцерковского, И.А. Гудкова, 1988; Ф.А. Иорданской, 1991).
Физическая нагрузка задавалась в виде восхождений на ступеньку. Высота ступеньки во время выполнения мышечной работы зависит от пола и возраста. В нашем исследовании высота ступеньки была равна 45 см. По сигналу испытуемый начинает выполнение упражнения: ставит одну ногу на ступеньку, затем другую и выпрямляется. После этого сразу же опускает ведущую ногу (с которой начинал выполнение упражнения), затем вторую и возвращается в исходное положение. Темп движения задается метрономом, частоту которого устанавливают на 120 уд/мин. Упражнение повторяется непрерывно в течение 5 минут. Если из-за утомления испытуемый не может поддержать заданный темп восхождений в течение 20 секунд, тест прекращается, а при расчете учитывается фактическое время выполнения нагрузки. После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает сидя. Начиная со второй минуты, у него в течение 30 секунд подсчитывалось число пульсовых ударов: с 60 до 90 с восстановительного периода, со 120 до 150 и со 180 до 210 с. Значение этих трех подсчетов суммировались и умножались на два (перевод ЧСС в 1 минуту). Результаты тестирования выражаются в условных единицах в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Эту величину рассчитывают из следующего уравнения
где I – фактическое выполнение нагрузки в секундах, /1/2/3 – – сумма пульса за первые 30 с каждой минуты (начиная со второй) восстановительного периода. Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых числах, а цифра 2 – для перевода суммы пульса за 30 – секундные промежутки времени в число сердцебиений за минуту.
Педагогическое тестирование
Оценка уровня развития общей выносливости у учащихся 6 классов МОУ СОШ №… г. …. в течение первой четверти производилось с помощью тестирования. В начале эксперимента тестирование производилось с целью определения уровня развития общей выносливости в контрольной и экспериментальной группах.
Для оценки уровня общей выносливости использовался тест:
Бег на дистанцию 1000 м (В.И. Лях, 1996). Тестирование проводится на спортивной площадке или беговой дорожке. По команде «Марш!» испытуемый стремиться пробежать расстояние 1000 метров, показав наилучший результат. Результат оценивается в мин./сек.
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности (В.И. Лях, 1998). На базе этого критерия нами применялся косвенный способ измерения выносливости, где выносливость учащихся определялась по времени преодоления заданной дистанции бега 1000 метров (см. приложение 1 и приложение 2). Чтобы определить уровень развития выносливости у каждого учащегося 6 класса по отношению к своим скоростным возможностям нами определялось количественное различие по относительным показателем – «запасу скорости» (ЗС), «индексу выносливости» (ИВ), и «коэффициенту выносливости» (КВ), на начало и конец эксперимента в контрольных и экспериментальных группах в 6-х классах общеобразовательной школы.
Педагогические заметки:
Информатизация образования: плюсы и минусы
Информатизация образования имеет ряд дополнительных достоинств. В совокупности они позволяют говорить о системном влиянии информатизации на образование. Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многи ...
Вопросы развития специального образования
В последнее время активизировался интерес к доступности профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основной причиной подобного внимания стал низкий уровень занятости этой категории населения в условиях рыночной экономики. Из 11 миллионов инвалидов в Российской Ф ...
Психологические предпосылки использования нестандартных логических задач на
уроке математики в начальной школе
Среди первоклассников в среднем 15 – 20% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника, иначе говоря, вхождение в школьную жизнь для них затруднено. Школьная жизнь воспринимается ими, прежде всего, с формальной стороны, а содержательные стороны учебной дея ...