При этом соблюдается главный принцип формирования любого трудового умения — от начального ознакомления с ним до образования прочного, устойчивого навыка.
О сформированности у ребенка того или иного трудового навыка воспитатель может судить по таким показателям: насколько тот самостоятелен при выполнении порученного дела, каково качество действий (быстрота, ловкость, качество труда). Например, если ребенок одевается и раздевается быстро, правильно, аккуратно, значит, у него сформированы прочные трудовые навыки в этом виде труда по самообслуживанию.
Чтобы реализовать в полном объеме программные задачи по трудовому обучению, воспитатель должен совершенствовать технику выполнения и отдельных трудовых действий, и процесса в целом. Быстрота, точность, экономность, ловкость и красота движений — вот какие признаки должны характеризовать навыки трудовой деятельности детей подготовительной к школе группы.
Требования к качеству действий возрастают постепенно, последовательно. Пятилетним детям воспитатель предъявляет новые программные требования — работать старательно, аккуратно. Еще более повышаются требования к качеству выполнения действий детьми шестого года жизни: они должны работать ловко, быстро, легко и красиво.
Чтобы побудить детей к выполнению этих требований, при наблюдении труда взрослых надо обращать внимание на качество трудовых действий, совершаемых ими. Воспитатель не забывает указать ребятам, как дворник старается чисто подмести дорожки; как повар и его помощники быстро чистят и режут овощи; как аккуратно им самим подклеена коробка. Но одних наблюдений мало. При выполнении любой работы к детям постоянно надо предъявлять аналогичные требования. Тогда у них будут постепенно формироваться такие качества, как аккуратность, старательность, добросовестность, организованность.
Одновременно с овладением трудовыми навыками повышаются требования к самостоятельности труда детей. Когда ребенка только обучают трудовому действию, нельзя предъявлять требование совершать его самостоятельно. По мере же овладения этим действием воспитатель постепенно предоставляет ребёнку возможность выполнить его самостоятельно.
При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий. Обучение организуется идентично в каждой возрастной группе. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности.
Ознакомление детей со способом выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т. е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыком немыслимо. Можно сколько угодно показывать, объяснять, как надо убирать игрушки, как подклеивать книгу, коробку из-под настольной игры, но все это останется безрезультатным, если ребенок сам не будет повторят того, что ему показывают.
Подробный показ и объяснение, как выполнять то или иное конкретное действие, в сочетании с непосредственным участием в работе позволяют научить детей точно следовать необходимому способу действий и исполнительности.
Педагогические заметки:
Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине
Специальные дисциплины – это основополагающие дисциплины специальности, именно на них происходит становление студента как будущего специалиста. По этой причине подготовка к занятиям по таким дисциплинам имеет ряд особенностей. План занятия разрабатывается на основе ранее составленного перспективно- ...
Программа формирующего эксперимента по влиянию на личностное становление
старших дошкольников занятий ритмопластикой
Целью программы своего формирующего эксперимента мы поставили выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние ритмопластики на личностное становление старших дошкольников на занятиях в ДОУ. Задачами программы психотренинга Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика», стоит: - развитие двигательны ...
Вариант механизма работы с семьями группы риска
Этап 1. Работа с микрорайоном - Выявление социальной ситуации в районе. Постановка проблемы. - Составление карты «социального риска» района включает в себя сбор информации о семьях. Например: Карта социального риска Выявлено _ семей, оказавшихся в социально опасном положении Проблемы семьи Количест ...