Функциями (задачами) современной педагогики является научить студента проводить научное исследование (методика и техника социологического исследования), используя, в частности, такой приём, как учебное исследование, и развить умение доходчиво и ясно доносить до аудитории результаты своего научного поиска. А это уже сфера ораторского мастерства.
Профессура закладывает в студенчестве систему метазнаний (описание приёмов действий, алгоритмов, логических операций, т.е. "знаний о знаниях", о том, как осуществлять проработку учебного материала), задают нормативные образцы. При их усвоении в учении (самостоятельном применении) складываются индивидуальные способы учебной работы. Если они носят устойчивый характер, то выступают как проявление познавательного стиля деятельности.
Основы знаний, умений и навыков закладываются в вузе, но совершенствуются, оттачиваются, шлифуются, а нередко и полностью меняются только во время реальной деятельности на производстве.
Для развития познавательных способностей нужны такие образовательные технологии, которые бы обеспечивали становление способов учебной работы через обучение (введение приёмов рационального выполнения учебных действий), контроль за процессом обучения (т.е. трансформацией приёма в способ индивидуального образования), оценку сложившихся способов учебной работы по их использованию учеником (самостоятельно, по собственной инициативе).
К числу апробированных и хорошо зарекомендовавших себя на практике технологий обучения относятся, в частности, лекции, уроки, семинары и практикумы, круглые столы и коллоквиумы, деловые и обучающие игры, факультативные курсы, написание курсовых и дипломных работ, зачётно-экзаменационный способ контроля знаний. Сюда можно включить также технический или педагогические семинары, на которых обсуждается выполнение индивидуальных заданий, сообщения студентов; курсовые проекты (работы) под руководством преподавателей разных специальностей; курсовые проекты (задания), выполняемые группой студентов; доклады студентов с содокладчиком и оппонентами по темам или разделам, которые не рассматривались на лекциях; задания по опережающему обучению соответствующего теоретического материала с последующим анализом их выполнения; участие студентов в подготовке занятия по лабораторному практикуму; изучение отдельных тем с малой группой студентов, каждый из которых выступает в качестве преподавателя-инструктора; использование на лекциях проблемного метода обучения; игровые педагогические технологии.
Педагогические заметки:
Из истории развития природной среды в условиях детского сада
Методика ознакомления детей с природой - педагогическая наука, изучающая возможности целенаправленного использования природы для всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения. Впервые развернутая система обучения и воспитания человека от рождения до зрелости была разработана чешским п ...
Основные мыслительные умения учащихся
Что может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего он должен уметь получать знания, причем из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подх ...
Основы эстетического воспитания младших
школьников с ЗПР
Эстетика – это наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности. Эстетика – это наука о прекрасном в действительности и искусстве . Эстетику интересует не только прекрасное, но и такие явления, качества и свойства как возвышенное, безобразное, трагическое и ком ...