Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Информация о педагогике » Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников » Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

В теоретической части исследования была определена роль сюжетно ролевой игры в нравственном развитии, развитии его гуманных качеств: доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, в развитии гуманных чувств: сопереживания, сочувствия, содействия. В теоретической части мы опирались на изученный механизм гуманных качеств представляющих собой единство трех компонентов : представлений, чувств, поведения. Методологической Основой анализа явились работы ученых: А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской, Д.Б. Эльконина, Р.С. Буре. Исследование проводилось в ГОУ д/с № 2526 САО г. Москвы. воспитателями старшей группы дошкольников.

Опытно-экспериментальная работа состояла из 3 этапов: констатирующего,формирующего и контрольного.

Цель контрольного этапа-проверка выдвинутой нами гипотезы.

На констатирующем этапе эксперимента были поставлены следующие задачи:

1. выявить уровень сформированности нравственных качеств детей;

2. обследовать умения самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры, умения договариваться, играть дружно.

В констатирующем эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1.наблюдение за свободной игровой деятельностью детей на прогулке;

2. беседа с детьми на тему«Правила дружной игры»;

3.анкетирование родителей испытуемых детей по проблеме нравственного воспитания в семье;

4. решение детьми проблемных ситуаций с использованием специально подобранных иллюстраций из методического пособия Р.С.Буре «Мы друг другу помогаем».

Целью проведенного наблюдения за свободной игровой деятельностью детей на прогулке ,было изучить : проявляют ли дети гуманные качества в процессе самостоятельной сюжетно-ролевой игре в рамках реальных и игровых отношений. При этом мы обращали внимание, что гуманные отношения представляют собой единство трех компонентов: гуманных представлений, чувств и поступков. Результаты наблюдения отражены в таблице №1.

Таблица № 1 Уровни сформированности нравственных качеств в результате наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей на прогулке.

Уровни

Содержание уровней

Кол-во детей или %

Высокий уровень

Дети умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре. Проявляются нравственные качества (доброжелательность, отзывчивость, справедливость).

3 человека или 25 %

Средний уровень

Дети умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре, но недостаточно проявляют нравственны качества

4 человека или 33 %

Низкий уровень

Дети не умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре, ссорятся и не проявляют нравственных качеств, проявляют агрессивность

5 человек или 42 %

Для большей наглядности, результаты наблюдения за свободной игровой деятельностью представим в виде диаграммы

Рис.1 Уровни сформированности нравственных качеств в наблюдении за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей на прогулке

Результаты наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей на прогулке показали следующие результаты: 25% детей имеют высокий уровень, 33% детей средний, 42% детей - низкий уровень.

Преобладание в экспериментальной группе детей низких показателей сформированности нравственных качеств в наблюдении,показывает, что руководство игрой не было направлено на те или иные взаимоотношения детей в игре, не уделялось и обогащение игр нравственной тематикой.

Для дальнейшей диагностики была проведена беседа с детьми на тему:

«Правила дружной игры». Цель-выявить представления детей экспериментальной группы о гуманных качествах.

Ход беседы:

Воспитатель:

1. У тебя есть друг ?(5 детей из 12 ответили «Нет»,4 детей ответили«Не знаю»,

3 детей ответили «Да» )

2. Вы играете вместе ? ( 5 детей из 12 ответили «Нет», 4 детей –«Иногда»,

3 детей ответили «Да» )

3. Помогаете ли друг другу? ( 4 детей ответили «Нет», 5 детей ответили «Иногда», 3 детей – ответили «Да» )

4. Когда друга нет рядом, вам скучно? ( 6 детей ответили- «Нет», 4 детей – «Редко», 2 ребенка ответили «Да» )

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Значение интегрированных уроков биологии и химии для современных школ
При отборе содержания интегрированного урока по биологии следует формировать у учащихся понятие о природе как целой системе, в которой все ее элементы взаимодействуют и постоянно поддерживают самовосстановительный процесс, благодаря чему сохраняется необходимость биофизических и биохимических услов ...

Требования к учебной мастерской
Учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий), с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальн ...

История канадской образовательной системы
Первые канадские школы, которые были созданы по религиозным указам Французской Католической Церкви, датируются началом семнадцатого века. Высшее образование появилось в 1635 году в Квебеке. После передачи Канады из французской под британскую юрисдикцию в 1763 в системе образования начало выявляться ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru