В теоретической части исследования была определена роль сюжетно ролевой игры в нравственном развитии, развитии его гуманных качеств: доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, в развитии гуманных чувств: сопереживания, сочувствия, содействия. В теоретической части мы опирались на изученный механизм гуманных качеств представляющих собой единство трех компонентов : представлений, чувств, поведения. Методологической Основой анализа явились работы ученых: А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской, Д.Б. Эльконина, Р.С. Буре. Исследование проводилось в ГОУ д/с № 2526 САО г. Москвы. воспитателями старшей группы дошкольников.
Опытно-экспериментальная работа состояла из 3 этапов: констатирующего,формирующего и контрольного.
Цель контрольного этапа-проверка выдвинутой нами гипотезы.
На констатирующем этапе эксперимента были поставлены следующие задачи:
1. выявить уровень сформированности нравственных качеств детей;
2. обследовать умения самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры, умения договариваться, играть дружно.
В констатирующем эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1.наблюдение за свободной игровой деятельностью детей на прогулке;
2. беседа с детьми на тему«Правила дружной игры»;
3.анкетирование родителей испытуемых детей по проблеме нравственного воспитания в семье;
4. решение детьми проблемных ситуаций с использованием специально подобранных иллюстраций из методического пособия Р.С.Буре «Мы друг другу помогаем».
Целью проведенного наблюдения за свободной игровой деятельностью детей на прогулке ,было изучить : проявляют ли дети гуманные качества в процессе самостоятельной сюжетно-ролевой игре в рамках реальных и игровых отношений. При этом мы обращали внимание, что гуманные отношения представляют собой единство трех компонентов: гуманных представлений, чувств и поступков. Результаты наблюдения отражены в таблице №1.
Таблица № 1 Уровни сформированности нравственных качеств в результате наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей на прогулке.
Уровни |
Содержание уровней |
Кол-во детей или % |
Высокий уровень |
Дети умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре. Проявляются нравственные качества (доброжелательность, отзывчивость, справедливость). |
3 человека или 25 % |
Средний уровень |
Дети умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре, но недостаточно проявляют нравственны качества |
4 человека или 33 % |
Низкий уровень |
Дети не умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре, ссорятся и не проявляют нравственных качеств, проявляют агрессивность |
5 человек или 42 % |
Для большей наглядности, результаты наблюдения за свободной игровой деятельностью представим в виде диаграммы
Рис.1 Уровни сформированности нравственных качеств в наблюдении за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей на прогулке
Результаты наблюдения за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей на прогулке показали следующие результаты: 25% детей имеют высокий уровень, 33% детей средний, 42% детей - низкий уровень.
Преобладание в экспериментальной группе детей низких показателей сформированности нравственных качеств в наблюдении,показывает, что руководство игрой не было направлено на те или иные взаимоотношения детей в игре, не уделялось и обогащение игр нравственной тематикой.
Для дальнейшей диагностики была проведена беседа с детьми на тему:
«Правила дружной игры». Цель-выявить представления детей экспериментальной группы о гуманных качествах.
Ход беседы:
Воспитатель:
1. У тебя есть друг ?(5 детей из 12 ответили «Нет»,4 детей ответили«Не знаю»,
3 детей ответили «Да» )
2. Вы играете вместе ? ( 5 детей из 12 ответили «Нет», 4 детей –«Иногда»,
3 детей ответили «Да» )
3. Помогаете ли друг другу? ( 4 детей ответили «Нет», 5 детей ответили «Иногда», 3 детей – ответили «Да» )
4. Когда друга нет рядом, вам скучно? ( 6 детей ответили- «Нет», 4 детей – «Редко», 2 ребенка ответили «Да» )
Педагогические заметки:
Обоснование изучения рассуждения как средства формирования коммуникативной
компетенции учащихся на уроках русского языка
Работа над текстами типа рассуждения во многом способствует развитию логического мышления на уроках русского языка. Данные тексты являются эффективным средством развития коммуникативных умений и навыков и умений и навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждения лежит умозаключение в фо ...
Магистратура и законодательство
Современное положение о магистратуре в России определяется законами РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". 27 октября 2007 г. опубликован в Российской газете и вступил в силу Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ «О внесении изменений ...
Коррекция характера у детей с умственной отсталостью
Прежде чем рассматривать данный метод коррекции, мы опишем формирование характера детей с нарушением интеллекта. Формирование характера у ребёнка с нарушением интеллекта. На формирование характера определенное влияние оказывает тип нервной деятельности. Однако, как это доказано многими исследования ...