Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников

Информация о педагогике » Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились.

Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.

Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Нравственное развитие обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере сюжетно-ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении нравственных отношений.

Проблемы дошкольной игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Педагоги и психологи отмечали огромное значение игры в дошкольном возрасте. Д.В. Менджерицкая, А.В. Запорожец, Р.И.Жуковская утверждали, что нравственное развитие дошкольника зависит от сформированности ее содержательной стороны, степени активности в ней ребенка.

Исследователи выделяют два плана взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре:

1. план сюжетно-ролевых отношений;

2. план отношений по поводу игры.

Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивают их.

Следовательно, мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления.

По мнению Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой ,игра является средством активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения.

Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение нравственного содержания.

В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой общественные задачи, среди которых является развитие нравственных и общественных качеств. Исследователь подчеркивала важную роль в нравственном воспитании самостоятельных сюжетно-ролевых игр. В таких играх наиболее полно проявляется личность ребенка. В концепции формирования сюжетно-ролевой игры для детей в дошкольном возрасте, разработанной Н.Я. Михайленко определены психолого-педагогические принципы руководства и управления игрой, выделены генетические этапы ее формирования на протяжении всего дошкольного детства. Для каждого из этапов разработаны конкретные приемы и методы, объединенные общим принципом формирования сюжетно-ролевой игры, который заключается в участии взрослого как партнера в детской деятельности.

В педагогике и психологии руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

1. формирование игры как деятельности;

2. использование игры как средства воспитания ребенка.

Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Приемы руководства игрой с целью формирования ее как деятельности условно можно разделить на традиционные, разработанные Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и новые, исследованные в последние годы Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко.

В настоящее время ученые обеспокоены состоянием игровой деятельности в дошкольном учреждении. Ослабление внимания к сюжетно-ролевой игре происходит в связи с недопониманием практическими работниками роли игры в нравственном воспитании ребенка. А также из-за отсутствия в семье целенаправленного педагогического руководства нравственным воспитанием в повседневной жизни детей, нежелание отвечать на детские вопросы о нравственном смысле внутрисемейных отношений, отрицательно сказывается на этическом содержании сюжетно-ролевых игр и не способствует их нравственному воспитанию, отмечала Н.Я. Михайленко.

Для того, чтобы вернуть в дошкольное учреждение полноценно развивающуюся самодеятельную сюжетно-ролевую игру, необходимо прежде всего хорошо понимать, в чем состоят педагогические возможности сюжетно-ролевой игры по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры, осуществлять правильное руководство игрой.

Цель исследования изучить возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников.

Гипотеза сюжетно-ролевая игра станет эффективным средством нравственного воспитания при педагогическом руководстве игрой, направленной на обогащение ее содержания нравственной тематикой.

Объект исследования сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание старших дошкольников;

2. Определить педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста;

3. Апробировать приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, влияющими на нравственное воспитание старших дошкольников;

Методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; комплексный метод диагностики нравственных качеств у детей (наблюдения, беседы, анкетирование), количественный и качественный анализ полученных данных по проблеме исследования; педагогический эксперимент.

Педагогические заметки:

Основные моменты проведения интегрированных уроков по биологии на тему «Структурная организация живой клетки» в 9 классе
Изучая строение и состав клетки, школьники узнают, что они имеют сложное строение. В состав каждой клетки, а значит, и в состав каждого органа и всего растительного и животного организма в целом входят вещества из окружающей среды. При усвоении материала о физиологических процессах, протекающих в к ...

Анализ учебников по теме «Четырехугольники» в школьном курсе математики основной школы
Понятие четырехугольник вводится в зависимости от того, как и когда введено понятие многоугольника: в учебнике Л.С. Атанасяна четырехугольник вводится как частный вид многоугольника; в учебнике А.В. Погорелова понятие многоугольника вводится значительно позже, поэтому дается определение, аналогично ...

Значение развивающей природной среды для развития самостоятельного познания природы дошкольниками
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru