Для проверки полученных результатов был проведен контрольный эксперимент. Участие принимали все дети экспериментальной группы, то есть 12 человек.Контрольный эксперимент проходил после серии сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием.
Детям экспериментальной и контрольной группы были даны те же иллюстрации с проблемными ситуациями, которые использовались в констатирующем эксперименте.
После проведенных исследований были получены следующие результаты
Таблица № 6 Уровни сформированности нравственных качеств в результате итогового контроля по проблемным ситуациям
№ проблемной ситуации |
Название проблемной ситуации |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1 |
«Скоро Новый Год» |
8 детей |
3-ое детей |
1 реб. |
2 |
«Веселый хоровод » |
9 детей |
2-ое детей |
1 реб. |
Как показали результаты проведенного исследования по решению проблемных ситуаций , у большинства детей экспериментальной группы повысился уровень сформированности нравственных качеств, таким образом были решены задачи формирующего эксперимента.
На контрольном этапе было проведено контрольное наблюдение за свободной игровой деятельностью на прогулке.
Результаты полученных данных приведены в таблице №7
Таблица № 7 Уровни сформированности нравственных качеств в результате итогового наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой на прогулке
Уровни |
Содержание уровней |
Кол-во чел. или % |
Высокий уровень |
Дети умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре. Проявляются нравственные качества (доброта, отзывчивость, справедливость). |
6 чел. Или 50% |
Средний уровень |
Дети умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре, но проявление нравственных качеств не выявлено. |
4 чел. Или 33% |
Низкий уровень |
Дети не умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре. |
2 чел. Или 12% |
После проведенной итоговой диагностики мы выясняли следующие изменения:
Уровень проявлений гуманных качеств в процессе самостоятельной сюжетно-ролевой игры в рамках реальных и игровых отношений в экспериментальной группе стал выше и достиг следующих показателей: 50% детей имеют высокий уровень,33% детей средний уровень, 12% детей низкий
Уровень.
Для дальнейшего сравнительного анализа с детьми экспериментальной группы была проведена повторная беседа, содержание которой предлагалось в констатирующем эксперименте. Мы пришли к результату:
Таблица № 8 Уровни сформированности нравственных качеств в результате итоговой беседы «Правила дружной игры»
Уровни |
Содержание уровней |
Кол.-во чел. или % |
Высокий уровень |
Дети понимают смысл беседы и отвечают на вопросы, проявляя нравственные качества. |
6 чел. или 50% |
Средний уровень |
Дети не очень четко понимают смысл беседы, их ответы не соответствуют содержанию беседы. |
4 чел. или 33% |
Низкий уровень |
Дети отвечают на вопросы, не проявляя к беседе никакого интереса. |
3 чел. или 12% |
Представление детей о гуманных качествах в ходе беседы также достиг высоких показателей: 50% детей высокий уровень, 33% детей средний уровень, 12% детей низкий уровень.
После контрольного анкетирования родителей мы также видим повышение уровня сформированности нравственных качеств, результаты которых отражены в таблице № 9
Таблица № 9 Уровни сформированности нравственных качеств в результате итогового анкетирования родителей
Вопросы анкеты |
Уровни |
Критерии уровней |
Кол-во дет. или % |
Умеет ли ваш ребенок оценивать свои поступки и поступки сверстников? |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
Умеет С помощью взросл. Не умеет |
42% 4детей 33% 5 детей 25% 3 детей |
Каковы взаимоотношения ребенка со сверстниками? |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
Дружные Конфликтные Агрессивные |
42% 4 детей 33% 5 детей 25% 3 детей |
Если у вас есть дома домашние животные, как ваши дети относятся к ним? |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
Проявляет заботу Недостаточно проявл. Заботу Не заботится |
42% 5 детей 33% 4 детей 25% 3 детей |
Замечает ли ребенок затруднения окружающих в чем –либо? Стремится ли помочь? |
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
Помогает Только при просьбе Не помогает |
42% 4 детей 33% 5 детей 25% 3 детей |
Педагогические заметки:
Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией
Дизартрия (от греческих слов: dys – отрицание и arthroo – членораздельно произносить) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наступает из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. П ...
Эколого-экономическое образование в учебной деятельности младших школьников
как педагогическая проблема
«Суть процесса образования состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Этот процесс возможен только при многогранной духовной деятельности, без которой нет устремления к идеалу, нет живой человеческой личности». Целенаправл ...
Воспитание нравственной культуры личности
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласов ...