Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно ролевыми играми дошкольников

Информация о педагогике » Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников » Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно ролевыми играми дошкольников

Страница 1

Проблемы сюжетно-ролевой игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Основой развития теории и практики сюжетно-ролевой игры стали положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания описывающие сюжетно-ролевую игру, единодушно отмечали, что решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность[7]. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг, и что является для них особенно привлекательным. Действительность, в которой живет ребенок, может условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы:

Первая – это сфера предметов (вещей) как природных, так и созданных руками человека;

Вторая – это сфера деятельности людей и их отношений.

Хотя многие психологи и педагоги (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, С.А. Новоселова, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин и др.) писали о широких возможностях сюжетно-ролевой игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились. Рассмотрим условия воспитывающего воздействия игры на ребенка.

Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.

Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми).

Кроме того, в игре выделяют реальные отношения между играющими, которыми, в отличие от ролевых, определяется избирательность по отношению к партнерам.

Так, изучая влияние игры на развитие моторики детей дошкольного возраста, А. В. Запорожец отметил, что движения ребенка, включившегося в определенную роль, существенно отличаются по структуре и продуктивности от его двигательных умений в обычных условиях.

Л.С. Выготский отметил, что положительно воздействует игра на развитие произвольных процессов памяти дошкольника. Например, сознательная установка запомнить и припомнить достигается ребенком в игре раньше и легче, чем, скажем, на занятии или в других видах деятельности. Именно роль, придавая общественный смысл действиям дошкольника, оказывает развивающее влияние. При этом определяющим фактором выступает не сама по себе игра, а то или иное конкретное содержание. Педагог может стимулировать его в соответствии с воспитательными задачами. Содержание вводится в игру через ее роль. Роль предполагает определенную систему действий, осуществляемых в условной ситуации или в воображаемом плане, что и является характерным свойством игры.

Игровые действия отличаются от предметных сокращенностью и обобщенностью. В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда, т. е. по известному выражению Л.С. Выготского игра есть арифметика социальных отношений.

В ней практически моделируются отношения, в которые вступают люди при выполнении своих общественных функций.

Таким образом, игра для детей единственно доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых.

Функции роли и развертывание сюжета диктуются игровыми правилами и четко обозначаемыми предписаниями.

Во всякой ролевой игре между ролью, игровыми действиями и ролевыми правилами существуют определенные отношения. Они изменяются в соответствии с возрастом детей - участников игр.

Ролевое поведение детей в игре, по утверждению Д. Б. Эльконина, является сложно организованным. В нем есть образец, который, с одной стороны, ориентирует, а с другой - выступает эталоном для контроля, в нем есть выполнение действий по образцу и сравнение их с образцом, т. е. контроль.

Среди психологов и педагогов распространено мнение, что основное воспитательное значение игры определяется тем, во что играют дети (сюжетом), и что они отражают в своих играх в качестве центрального момента (содержанием).

А.В.Запорожец подчеркивал, что в игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования: познание новых областей действительности, в первую очередь социальной; усвоение функций и отношений взрослых людей в обществе; способность действовать в плане воображения; усвоение правил взаимоотношений и социальных мотивов, способность к произвольности поведениях.

А.В.Запорожец выделил два плана сюжетно-ролевой игры:

1. сюжетно-ролевые отношения;

2. реальные отношения по поводу игры.

Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Проектирования урока в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Чтобы создать проект урока, учителю нужно: 1) определить результат урока в виде формируемой детской способности (дети должны открыть для себя новый способ действий; обнаружить, что они умеют работать каким-то способом, и осмыслить, когда и как они его применяют; научиться работать каким-то способом ...

Пути взаимодействия и взаимоподдержки воспитательных систем в становлении и развитии личности учащегося
Значительно расширяет представление об учащихся постоянное изучение их семей. При изучении семей следует выявить те моменты, которые непосредственно влияют на процесс воспитания детей. Формы изучения семей могут быть разными – посещение родителей на дому, анкетные опросы, сочинения учащихся, диспут ...

Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности
Современная жизнь выдвинула по отношению к человеку комплекс требований, внутри которого одно из важнейших мест принадлежит эстетической грамотности. Эстетически осваиваемый человеком мир состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетическое в объективной действительности; субъектив ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru