Методы воспитания творческой активности детей дошкольного возраста

Страница 1

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации мы понимаем не только как усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Иначе говоря, нельзя резко разграничивать задачи овладения детьми изображением и создания выразительного образа.

В «Программе воспитания в детском саду» в разделе «Рисование, лепка, аппликация» по всем возрастным группам рассматриваются задачи формирования изобразительного творчества, развития выразительности характерными для рисунка, лепки, аппликации средствами.

Ритм, цвет, линия, форма могут быть не только средствами образного отражения действительности, но и способствовать формированию художественного творчества.

В программе выделены его источники – действительность и искусство; показана роль изобразительного искусства в развитии творчества детей; расширена тематика творческих заданий по всем возрастным группам; усилена образная направленность изобразительной деятельности, начиная с младшего дошкольного возраста (третий год жизни); намечена взаимосвязь обучения и художественного творчества; определен уровень художественного развития в изобразительной деятельности детей подготовительной к школе группы.

Понимая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающийся, необходимо находить пути его формирования. Обучение на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией определяет характер методического руководства. Приемы обучения, характерные для художественной деятельности (наблюдение, слово воспитателя, показ способов изображения и т. д.), важны на занятиях и творческого и обучающего характера, однако руководство творчеством имеет свою специфику.

Процесс наблюдений предметов и явлений окружающей действительности приобретает образный характер. По-иному используется образец. Художественные произведения становятся основным материалом, способствующим не только развитию эстетического восприятия, но и овладению детьми средствами выразительности.

Вопрос соотношения творчества и обучения рассматривается нами в процессе анализа некоторых методических приемов; наблюдения окружающего, использования иллюстративного материала, показа способа действий, характера творческих заданий.

Творчество детей питается образами действительности, взятыми из наблюдений. В рисунках, лепке, аппликации эти образы предстают в конкретной изобразительной форме.

Не случайно вопросы организации и проведения наблюдений являются ведущими в методике изобразительной деятельности.

Ставится задача учить детей замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира.

Впечатления от экскурсий, прогулок, занятий, праздников являются содержанием наблюдений, проводимых с детьми. Специально организованные наблюдения природы, явлений действительности наталкивают детей на поиски средств изображения. Наблюдение одного и того же явления в разное время года при различном состоянии погоды открывает перед детьми новые колористические возможности рисунка. Пейзаж можно наблюдать вечером, или днем, в ясную или пасмурную погоду, зимой, летом, весной, осенью, причем краски начала осени, весны будут иные, чем в более поздние периоды этих времен года.

Наблюдение объекта с разных точек зрения содействует поискам разных композиционных решений при его изображении.

В настоящее время в педагогической практике используется методика повторных наблюдений одного и того же объекта, явления. Это дает возможность при каждом конкретном наблюдении ставить определенную задачу и затем осуществлять ее изобразительными средствами.

Использование произведений изобразительного искусства может быть одним из путей усвоения детьми способов творческих действий. Это объясняется тем, что в процессе активного восприятия художественного образа в картине, иллюстрации дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми передано содержание.

Распространенное в практике понятие образца как готового рисунка, лепки, аппликации, выполненного воспитателем, чаще всего ориентирует ребенка на механическое воспроизведение его в процессе своей деятельности. Необходимо так использовать иллюстративный художественный материал, чтобы он способствовал развитию изобразительного творчества.

Необходимо при этом руководствоваться следующими требованиями: отбирать реалистические, высокохудожественные произведения, близкие и понятные детям по тематике. В них ясно должны быть показаны отдельные средства выразительности, которыми пользуется художник при создании художественного образа. Среди этих произведений могут быть предметы народного прикладного искусства, картины, иллюстрации и т. д.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Влияние музыки человека: психологические и физиологические факторы
Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека, накопленный тысячелетиями. В древности выделяли 3 направления её влияния на человека: 1) на духовную сущность; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Эти известные с древности напра ...

Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Я.Л. Коломенски ...

Проблема повышения мотивации при обучении на среднем этапе
Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребёнка - полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru