Иллюстративный материал может рассматриваться как одно из средств для получения образовательных знаний об объектах и явлениях, которые помогают детям в дальнейшем передать их в рисунке, лепке, аппликации.
В иллюстрациях к сказкам «По щучьему велению», «Сивка-бурка» и др. воспитатель обращает внимание детей на особенности старинной русской одежды (длинные кафтаны, широкий пояс, сапоги с каблуками, с загнутыми вверх носками и т. д.). Из книг о севере воспитатель знакомит детей с характером национальной одежды жителей Севера.
Одним из методов ознакомления с произведениями искусства является беседа. Опорные вопросы педагога помогают детям понять основные средства выразительности, которыми пользовался художник. В одном случае сосредоточивается внимание на цветовом решении, в другом - на приемах передачи предметов, в третьем - на композиционном построении.
Остановимся на вопросе о характере показа приемов изображения. Внимание воспитателя направлено на показ детям приемов передачи в рисунке, лепке, аппликации выразительных очертаний, линий, форм, что объясняется характером данного образа.
Показ приемов чаще всего имеет место на отдельных этапах выполнения детьми задания. Такая этапность особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте, так как дети могут опереться на прошлый опыт.
Показ приемов изображения при выполнении заданий детьми младшего и старшего дошкольного возраста приобретает некоторую специфику. Детям 2 – 3 лет приходится чаще показывать приемы изображения, чем детям 6 – 7 лет, что объясняется небольшим графическим опытом маленьких детей.
В младшем дошкольном возрасте мы говорим о формировании первичных форм творческой деятельности. В связи с этим овладение изобразительными умениями происходит в процессе введения детей в конкретную образную ситуацию. Дети 2 – 3 лет не просто рисуют штрихи, мазки, очертания форм, а передают ими явления окружающего.
Так, воспитатель может предложить нарисовать зайчат, обращая внимание детей на выразительность образа (зайчик пляшет, поднял ушки, зайчик веселый, пугливый и т. д.). Или на занятиях аппликацией малыши наклеивают фигурки цыплят. В процессе рассматривания работ дети обнаруживают, что расположение фигурок различное: один цыпленок клюет, другой бежит за жуком и т. д.
В заданиях для младшего дошкольного возраста, главное внимание направлено на образное отражение детьми окружающей действительности доступными им средствами выразительности: ритмом, цветом, линией.
Содержание творческих заданий для старшего дошкольного возраста охватывает такие явления, передача которых дает возможность вызвать у детей эмоциональное отношение к образу (явления, поражающие детей своей неожиданностью: первый снег, первая трава; цветовыми сочетаниями - город вечерний, город в тумане и т. д.). Некоторые задания строятся на сравнении различного колорита.
Творческие задания направлены на выполнение какой-то определенной задачи - передачу характера образа, на решение колористической или композиционной задачи. Вместе с тем в каждом задании не опускаются вопросы цвета, формы, композиции.
Тематика творческих заданий охватывает окружающую действительность, многие явления природы, мир сказочных образов.
Как же происходит соотношение творческих и учебных заданий? В основе лежит ряд факторов: специфика содержания творческого задания, степень его сложности, вид изобразительной деятельности, характер изобразительно-выразительных средств, которыми оно выполняется, уровень подготовленности детей.
В процессе сравнения соотношения творческих и учебных заданий по рисованию и лепке обнаружено, что количество занятий по лепке с учебной целью больше, чем по рисованию. Это объясняется тем, что добиться выразительности образа человека, животного в лепке дети могут при условии прочного овладения формой, пропорциями, постановкой фигуры на подставке, скреплением частей и т, д. Выразительность же образа в рисунке часто достигается колоритом, оригинальностью композиции, когда на первый план выступают самостоятельные поиски ребенком изобразительно-выразительных средств.
В младшем дошкольном возрасте трудно разграничить творческие и учебные задания, так как учебные задачи понятны детям в том случае, если они решаются на конкретном образном содержании.
Проведение творческих заданий требует различной подготовки; некоторые задания могут быть проведены в течение одного занятия, например рисование на тему «Моя мама». Этот образ настолько близок детям, что нет необходимости проводить предварительные занятия обучающего характера. Содержание задания вызывает у детей эмоциональный отклик. Поэтому каждый пытается по-своему изобразить маму. Дети рисуют разные по цвету и форме платья (мама - певица, мама - рабочая и т. д.).
Другие задания требуют более длительной подготовки. Так для рисования по сказке «Мороз Иванович» В. Одоевского можно выбрать один эпизод - встреча Мороза Ивановича с Машей. Большое внимание уделяется формированию замыслов у детей, выявлению характерных особенностей сказочного ледяного дома. С этой целью детям еще раз прочитывается отрывок с соответствующим описанием дома, показываются иллюстрации художника В. Конашевича. Накануне занятий можно выявить замыслы детей, спросить, какова будет композиция рисунка.
Педагогические заметки:
Раннее развитие музыкальных способностей детей до года
Самый первый и самый совершенный музыкальный инструмент, с которым знакомятся дети, - это мамин голос, нежно напевающий колыбельную. Однако было бы ошибкой думать, что едва родившемуся крохе недоступна другая, более сложная музыка. К моменту рождения ребенок имеет не только сформированный, но и дос ...
Образование как социокультурный феномен. Ценностные приоритеты образования
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять соци ...
Трудности аудирования и пути их преодоления
Общеизвестно, что слушание иностранной речи – это нелёгкое занятие, гораздо более трудное, чем чтение равноценного по языку и содержанию материала. Проблема состоит в том, что при слушании иностранной речи нас может затруднять многое: содержание речи, выбор языковых средств, которыми пользуется гов ...