На небольших листах бумаги дети предварительно рисуют ледяной дом, фигуру Деда Мороза, заснеженный лес. Эти рисунки являются как бы «этюдами» к созданию сюжетной композиции.
Для украшения ледяного дома, одежды Мороза Ивановича дети используют декоративные элементы, что вносит сказочность в изображение сюжета.
Таким образом, выполнение творческого задания часто, требует большой подготовки, в течение которой дети овладевают изображением отдельных фигур, предметов, умением передать их в сюжетной композиции. Воспитатель должен применять различные методические приемы - наблюдение и анализ натуры, ее описание, словесные указания, показ приемов изображения.
В процессе выполнения творческого задания педагогу приходится постоянно устанавливать связь новых задач с ранее усвоенными. Осуществление творческих заданий возможно, если дети овладели выразительными средствами, умением располагать рисунок на всем листе или в определенной его части, выражать связное содержание путем различного композиционного размещения предметов, персонажей.
Педагогические условия развития творческой активности детей.
Педагогические условия которые выделил В.А. Петровский так же как и само понятие условие является общенаучным и разными исследователями трактуется неоднозначно. В философском энциклопедическом словаре данное понятие трактуется следующим образом:
1. «условие - это категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых этот предмет существовать, развиваться не сможет. При этом сам предмет рассматривается как нечто обусловленное (зависящее), а условия как относительно внешние по отношению к предметному многообразию окружающего мира».
2. «условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что – либо (действие, результат), и от основания, которое является логическим условием следствия».
П.И. Третьяков считает, что педагогические условия это «необходимые обстоятельства, выполняющие роль правил, обеспечивающие нормальное протекание педагогической деятельности».
Д.В. Захарчук видит в педагогических условиях «содержательную характеристику компонентов, конструирующих педагогическую систему». В качестве ее компонентов ею выделяются: содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между педагогом и ребенком.
Для развития творческой активности необходимы следующие педагогические условия:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка;
2. Опора на развитие психических процессов, в том числе мышление и воображение;
3. Опора на задатки ребенка;
4. Создание развивающей среды, используя разнообразный стимульный материал, технику изображения, различные методы и приемы в работе педагога.
Одним из основных условий развития творческой активности дошкольника является опора на развитие психических процессов, в том числе мышление и воображение.
Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Мы имеем в виду повседневную жизнь детей. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и т. п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.
Обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника.
Следовательно, опора на задатки ребенка - одно из важнейших условий развития детского творчества.
Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
Поскольку творчество - это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способностей необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.
Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.
Педагогические заметки:
Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников
Основной целью системы профессиональной ориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для школьников возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, ...
Тест, как форма контроля знаний
Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся. Различают дв ...
Проблема повышения мотивации при обучении на среднем этапе
Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребёнка - полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с ...