Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно ролевыми играми дошкольников

Информация о педагогике » Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников » Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно ролевыми играми дошкольников

Страница 4

6 – 7 лет. Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна. Не только роли, но и замысел игры проговаривается детьми до ее начала. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия ребенка разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

Н.Я. Михайленко подчеркивала, что реальные ситуации, в которых оказывается ребенок-дошкольник различается по степени его активности и характеру включенных в них ситуаций. Все эти ситуации можно разделить на три типа:

1. ситуация, в которой ребенок активно действует на ровне со взрослым (как папа и мама, сам ест, одевается, умывается) ;

2.ситуация, в которую ребенок непосредственно включен, но является объектом направленных на него действий взрослых (его лечит врач, стрижет парикмахер и т.д) ;

3. ситуация, где дети не включены в деятельность взрослых, не принимают в ней непосредственного участия, а либо наблюдают со стороны (строители строят дом, библиотекарь выдает книги и т.д), либо узнают о ней из рассказов, сказок.

Все три типа ситуаций дают лишь пищу для игры. Однако, в большей мере игра дошкольника связана с воссозданием ситуаций второго типа, как считает Н.Я. Михайленко.

Авторы предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей. Учеными выделяются следующие способы построения игры:

1. последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;

2. ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;

3. сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие. Первым способом построения игры – предметно-игровыми действиями, дети овладевают в совместной со взрослым деятельности. Два других способа (ролевое поведение, сюжетосложение) при стихийном развитии игры могут сформироваться неполноценно, на примитивном уровне. Следует обращать внимание на организацию педагогического процесса по отношению к игре, для которой взрослый создает условия, но непосредственно в нее не включается. Организация условий возникновения сюжетно-ролевой игры предусматривает перенос способа построения игры и связанных с ним игровых умений в различные ситуации в рамках специально созданной предметно игровой среды. С этой целью детям дают в свободное пользование тот игровой материал, который был использован в обучающей игре, на занятиях.

Наверное, пришла пора признать необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре. Мы не можем изменить негативное влияние современных условий на детскую игру. Но у каждого педагога есть возможность создать оптимальные условия для обучения детей игровым навыкам, согласно теоретическим положениям педагогов и психологов.

На основе изучения этапов игры и уровней отношений детей, А.П. Усова наметила пути дифференцированного педагогического влияния на развитие игры в детской игровой деятельности, на формирование положительных общественных взаимоотношений дошкольников.При этом важно подчеркнуть то большое значение, которое исследователь придавала воспитательной стороне сюжета игры.

Обобщив традиционные подходы Д.В. Менджерицкой, заключающиеся в обогащении содержания игр,исследования, проведенныеА.П. Усовой о взаимоотношениях в игре, анализировав современные подходы, исследованные Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой к руководству сюжетно-ролевой игры, а также изучив психолого-педагогическую литературу о сущности сюжетно-ролевой игры, ее структуре, мы определили педагогические условия влияния сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; взаимодействие педагога с семьей воспитанника по проблеме нравственного воспитания ребенка; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.

Страницы: 1 2 3 4 

Педагогические заметки:

Основные категории педагогики
Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности - воспитание, образование и обучение. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и ...

Описание игр и анализ результатов
Эксперимент обучения мы проводили на базе школы ««Эврика - Развитие». Эта школа работает по системе Эльконина - Давыдова. Особенностью этой системы являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не да ...

Концепция организации педагогического процесса
Чтобы создать авторскую концепцию по организации педагогического процесса, необходимо определить понятие "педагогический процесс". Согласно определению Б.Т. Лихачёва, педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деят ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru