Как указывал французский философ Э. Шартье: «Своим существованием музыка побуждает нас искать смысл внутри себя .». Целью музыкального искусства является достижение равновесия тела и духа человека, воздействие музыки не только на духовное, психическое, но и физическое состояние человека.
Использование музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие:
- содействовать всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;
- способствовать в организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);
- содействовать решению основных задач занятия и каждой его части;
- содействовать улучшению эмоционального фона на занятии и психоэмоционального состояния занимающихся.
Исходя из задач, можно выделить функции музыкального сопровождения на занятиях физической культурой (рис. 1):
- аксиологическую (ценностную) – формирование ценностного отношения к музыкальной культуре и культуре движения;
- эстетическую – формирование музыкального вкуса, эстетических переживаний образа и характера музыкального произведения в единстве с движением, понимания красоты и эстетики выполнения движений в соответствии с музыкой;
Рис. 1 Функции музыкального сопровождения в занятиях физической культурой
- организаторскую – содействие более чёткой организации проведения занятия и конкретных комплексов упражнений;
- оптимизирующую – содействие более эффективному решению задач занятия и каждой его части;
- психорегулирующую – содействие переключению и преодолению монотонии, снятию нервного напряжения и стресса, улучшению психологического состояния занимающихся и общего эмоционального фона на занятии, позитивного взаимодействия участников педагогического процесса (занимающихся и педагога, занимающихся в группе);
гедонистическую – способствует получению занимающимися удовольствия от прослушивания музыкальных произведений, выполнения двигательных действий под музыку и от занятия в целом.
Наиболее значимыми среди указанных функций музыкального сопровождения являются психорегулирующая, оптимизирующая гедонистическая и эстетическая функции.
Столь широкий спектр задач и функций музыкального сопровождения на занятиях физической культурой обеспечивается разнообразием средств музыкальной выразительности и музыкальных форм во всём неисчислимом множестве вариантов их сочетаний, особенностями восприятия их человеком не только в зависимости от личного жизненного опыта, но и от исторически сформированных на протяжении тысячелетий на уровне подсознания архетипов и стереотипов.
Соответственно, перед тем, как определять роль и место музыкального сопровождения в занятиях физической культурой, необходимо рассмотреть общие сведения о музыке и дать определения основным понятиям.
История учит нас тому, что, как справедливо указывает А.Н. Зимина, искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства.
Педагогические заметки:
Выбор и использование музыкального сопровождения на
уроке физической культуры
Выбирать музыкальное сопровождение необходимо с учётом её воздействия на организм и психику человека, но не менее важно учитывать и саму специфику урока физической культурой. Его структура имеет три части – подготовительная, основная и заключительная, каждая из которых решает свои задачи. В зависим ...
Внедрение новых образовательных технологий, как элемент
повышения качества образования
Решение стратегической задачи совершенствования технологий повышения качества образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям: 1) реализация ПНПО как механизма системных изменений и инновационных преобразований в регионе. Реализацию настоящих мероприяти ...
Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
дыхание артикуляция вдох речь В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально ...