- при восприятии музыки происходят изменения в центральной нервной системе;
- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций
- при прослушивании музыки происходит нормализация мозгового кровообращения;
- негромкая мелодичная музыка оказывает успокаивающее воздействие;
- энергичная музыка с четким ритмом умеренной громкости дает тонизирующий эффект;
- мажорная музыка быстрого темпа учащает пульс и увеличивает тонус мышц;
- музыка влияет на уровень различных гормонов в крови;
- музыка способна влиять на общую подвижность и координацию организма;
- музыка изменяет восприятие времени;
- музыка может улучшить память и обучаемость.
В работах ряда учёных доказано, что регулярное восприятие специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.
Сегодня учёные разных стран и различных отраслей знания – от психологов, музыковедов, до физиков, математиков и кибернетиков, продолжают изыскания в этой области.
Специальные физиологические исследования, выявили влияние музыки на различные системы человека. Было доказано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.
Как указывает Доналд Кэмпбелл (Donald Campbell), основатель Института музыки, проведёнными исследованиями доказано, что музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.
На основании исследований ряда авторов, определены следующие психологические механизмы оздоровительного воздействия музыки:
а) катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния);
б) облегчение осознания собственных переживаний;
в) конфронтация с жизненными проблемами;
г) повышение социальной активности;
д) приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
е) облегчение формирования новых отношений и установок.
Следует отметить, что в психотерапии существует целое направление, изучающее воздействие различных видов искусства – живописи, поэзии, музыки и танца, и их возможности в лечении человека – арт-терапия.
В частности, на основании анализа литературных источников, выявлено, что на сегодняшнем этапе учёные выделяют музыкальную терапию.
На данном этапе воздействие музыки и танца в большей степени ориентировано на достижение занимающимися психологического комфорта и изучается раздельно.
Такие учёные, как Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская (2001), К. Рудестам (2006) и ряд других, пришли к выводу, что можно использовать музыкотерапию для коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и т.д.
В свою очередь, представляют интерес и возможности воздействия танцевальной терапии, в частности, теория Моше Фельденкрайза, который сформировал свою собственную систему работы с телом.
Согласно его теории, главная задача работы с телом направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые нарушены за счёт дурных привычек напряжения и других негативных факторов. По его мнению, цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает.
М. Фельденкрайз указывает, что возрастающее осознание и подвижность могут быть достигнуты посредством успокоения и уравновешивания работы двигательных участков коры головного мозга, так как, чем более они активны, тем менее человек осознаёт тонкие изменения в деятельности. При этом М. Фельденкрайз обнаружил, что человек может достичь чрезвычайно расширенного осознания и становится способен пробовать новые сочетания движений, невозможные ранее. Этот принцип согласуется с законом Вебера-Фехнера, утверждающим, что всякое замечаемое изменение стимула пропорционально интенсивности стимула - то есть, чем сильнее стимул, тем больше его изменение необходимо, чтобы заметить разницу.
Педагогические заметки:
Современные тенденции сближения общего и специального образования
Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является повышение качества специального образования на базе и с учетом национальных интересов, экономических возможностей и культурных традиций страны, с ориентацией на личностное развитие учащихся, на повышение их адаптационных возможностей в процес ...
Экспериментальная программа эстетического воспитания студентов с включением
элементов театрального искусства
В рамках экспериментальной программы было проведено ряд мероприятий с целью демонстрации возможностей элементов театрального искусства в студенческих мероприятиях и анализа творческой деятельности студентов как одной из составляющих эстетической готовности. Мероприятие № 1 « Творчество вокруг нас . ...
Общее понятие о факультативном курсе
Факультативный курс – это необязательный учебный курс, предмет, изучаемый по желанию студентами вузов, учащимися средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ (старшие классы). Термин «факультативный» (от франц. facultatif и лат. facultas – возможнос ...