Помимо воздействия на тело, танец может оказывать влияние и на психологическое состояние занимающихся. Как указывает К. Рудестам, танцевальная терапия подразумевает решение следующих пяти основных задач:
- Углубление осознания занимающимися собственного тела и возможностей его использования;
- Усиление чувства собственного достоинства у занимающихся путём выработки у них более позитивного образа тела;
- Развитие социальных навыков посредством приобретения занимающимися соответствующего, и притом, что немаловажно, приятного опыта;
- Помощь занимающимся во вступлении в контакт с их собственными чувствами путём установления связи чувств с движениями;
- Установление коммуникативных связей между занимающимися посредством невербальных форм общения.
Необходимо подчеркнуть, что в физкультурной практике музыка вне выполнения двигательных действий используется не так часто. Гораздо чаще она сопровождает процесс выполнения упражнений, и, в первую очередь, танцевального характера. Применение средств и методов танцевальной терапии имеет свои особенности и требует отдельного изучения.
Анализируя механизмы воздействия и задачи музыкальной и танцевальной терапии, можно констатировать, что они близки по духу задачам физической культуры, что позволяет сделать вывод о возможности интеграции средств и методов как музыкальной, так и танцевальной терапии в физкультурно-оздоровительную практику. Наиболее же перспективным представляется комплексное применение их средств и методов, то есть интегрирование в музыкально-танцевальную терапию.
Применение средств и методов музыкально-танцевальной терапии в физкультурных занятиях имеет следующую практическую значимость:
- возможность реализации на более широкой основе идеи гармоничного воспитания личности каждого человека через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;
- грамотный, целенаправленный подбор музыкального сопровождения для всех видов занятий физической культурой под музыку в соответствии с поставленными задачами оздоровительного воздействия для повышения его эффективности;
- включение в занятия специальных танцевальных упражнений, способствующих не только решению задач повышения физических кондиций и развитию двигательных навыков, но и снятию психологического напряжения, агрессии, а также повышению коммуникативных навыков занимающихся.
Для того, чтобы специалисты по физической культуре могли успешно применять их на практике, необходимо понимание основ психофизиологических механизмов этого воздействия.
В занятиях физическими упражнениями музыка может служить вспомогательным средством, облегчающим отреагирование подавленных эмоций, как негативных, так и скрытых по каким-либо причинам позитивных эмоций – радости, страха, агрессии и т.д., а также способствовать лучшему запоминанию упражнений и овладению двигательными действиями.
Таким образом, использование в занятиях танца и музыки в едином контексте музыкально-танцевальной терапии следует органично сочетать с теми целями, задачами, принципами и методами, которые являются базовой основой физкультурных занятий, то есть, прежде всего, принципы и методы теории и методики физической культуры, знания и двигательные умения по музыкально-ритмическому воспитанию и оздоровительным видам гимнастики.
Педагогические заметки:
Учебник как основное средство использования наглядности при обучении русскому
языку
Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д. Средства обучени ...
Повышение художественных знаний и практических
умений
Профессиональная и общекультурная подготовка, полученная в педагогическом училище,— основа, которую в последующем необходимо обогащать знаниями в области искусства, умениями и навыками в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Важно углублять знания и по методике руководства изобразительной ...
Особенности творческого воображения
детей младшего школьного возраста
У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. У детей 6-7 лет воображение уже может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Большинство детей не любит очень натуралистические игрушки, предпоч ...