Участники тренинга познакомились с ведущим, после знакомства было объявлены особенности предстоящей формы работы и вынес на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы, в итоге выбрали следующие правила: доверительный стиль общения (одно из его отличий – называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего); общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе); персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю…», «Я думаю…»); искренность в общении (говорить только то, что действительно переживается, или молчать, открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников); конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников); оценка поступков, а не людей. Далее участникам представилась возможность придумать и выбрать себе игровое имя, все остальные члены группы и ведущий, в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. Такое предложение вызвало оживление и улыбки. Некоторые предпочли оставить свое собственное имя, остальные придумали себе необычные имена, взяли имена любимых героев или просто написали свои прозвища. Использование игрового имени в тренинге не только сразу задает определенную игровую условность происходящему в группе и готовит участников к выходу за пределы житейски ограниченной реальности, но и cпocoбcтвуeт развитию рефлексивных процессов.
Целью второго занятия стало осознание себя, формирование сплоченности группы, развитие способности к групповой работе, изучение и закрепление правил группы.
Занятие проводилось в форме беседы с элементами игры. У ребят преобладала разная степень активности. Некоторые были очень активны, выслушивали других, старались выполнять все упражнения, следуя инструкции. Также были выявлены ребята менее активные и общительные, у них преобладал низкий уровень активности, вялость в выполнении упражнений или даже отказ от выполнения некоторых заданий. В конце упражнений была проведена рефлексия, в следствие которой было выявлено, что у большинства подростков упражнения вызвали положительные эмоции.
Упражнение «Кто я?». Цель данного упражнения: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе и знакомство ее участников. Каждому члену группы дали карандаш и бумагу. Участники получили инструкцию. Для некоторых участников это упражнение оказалось непростым, но, тем не менее, к концу назначенного времени все справились с заданием. Далее шло обсуждение перечней, участники комментировали свои получившиеся списки, но перечнями других интересовались мало.
Попрощались традиционно, взявшись за руки и затем поапплодировав себе. В целом, занятие прошло достаточно спокойно, чувствовалась усталость после рабочего дня.
Целью третьего занятия стало развитие способностей доверия и эмпатии.
Подросткам предлагалось выполнить упражнение, направленное на сплочение коллектива, развитие доверия, сближению ребят в классе. Не все ребята с охотой и желанием выполняли упражнения, некоторые вели себя скованно. Но многим ребятам упражнения понравились и вызвали интерес и положительные эмоции.
В конце участники взялись за руки, а затем поблагодарили друг друга апплодисментами. На этом занятии учащиеся были уставшие, т.к. занятие проходило после плодотворного учебного дня. Но, несмотря на это, все с интересом выполняли упражнения.
Педагогические заметки:
Использование игры
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения. Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную дея ...
Анализ современного состояния патриотического воспитания
военнослужащих Российской армии по материалам социологических исследований и данных
открытой печати
Анализируя результаты проведенных в 2005-2010 годах социологических исследований ценностных ориентаций военнослужащих, можно выделить 4 группы ценностей: 1) общенациональные, патриотические; 2) военно-корпоративные; 3) личностные материальные (меркантильные); 4) познавательные (эвристические) - хар ...
Психолого-педагогические развития мыслительныхопераций у детей 6–7 лет
На основе анализа научной литературы мы выделим ряд психолого-педагогических условий для развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения. Первым условием развития мыслительных операций у детей 6–7 лет является организация образовательного процесса в ДОУ на основе сочетания разли ...