Участники тренинга познакомились с ведущим, после знакомства было объявлены особенности предстоящей формы работы и вынес на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы, в итоге выбрали следующие правила: доверительный стиль общения (одно из его отличий – называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего); общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе); персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю…», «Я думаю…»); искренность в общении (говорить только то, что действительно переживается, или молчать, открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников); конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников); оценка поступков, а не людей. Далее участникам представилась возможность придумать и выбрать себе игровое имя, все остальные члены группы и ведущий, в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. Такое предложение вызвало оживление и улыбки. Некоторые предпочли оставить свое собственное имя, остальные придумали себе необычные имена, взяли имена любимых героев или просто написали свои прозвища. Использование игрового имени в тренинге не только сразу задает определенную игровую условность происходящему в группе и готовит участников к выходу за пределы житейски ограниченной реальности, но и cпocoбcтвуeт развитию рефлексивных процессов.
Целью второго занятия стало осознание себя, формирование сплоченности группы, развитие способности к групповой работе, изучение и закрепление правил группы.
Занятие проводилось в форме беседы с элементами игры. У ребят преобладала разная степень активности. Некоторые были очень активны, выслушивали других, старались выполнять все упражнения, следуя инструкции. Также были выявлены ребята менее активные и общительные, у них преобладал низкий уровень активности, вялость в выполнении упражнений или даже отказ от выполнения некоторых заданий. В конце упражнений была проведена рефлексия, в следствие которой было выявлено, что у большинства подростков упражнения вызвали положительные эмоции.
Упражнение «Кто я?». Цель данного упражнения: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе и знакомство ее участников. Каждому члену группы дали карандаш и бумагу. Участники получили инструкцию. Для некоторых участников это упражнение оказалось непростым, но, тем не менее, к концу назначенного времени все справились с заданием. Далее шло обсуждение перечней, участники комментировали свои получившиеся списки, но перечнями других интересовались мало.
Попрощались традиционно, взявшись за руки и затем поапплодировав себе. В целом, занятие прошло достаточно спокойно, чувствовалась усталость после рабочего дня.
Целью третьего занятия стало развитие способностей доверия и эмпатии.
Подросткам предлагалось выполнить упражнение, направленное на сплочение коллектива, развитие доверия, сближению ребят в классе. Не все ребята с охотой и желанием выполняли упражнения, некоторые вели себя скованно. Но многим ребятам упражнения понравились и вызвали интерес и положительные эмоции.
В конце участники взялись за руки, а затем поблагодарили друг друга апплодисментами. На этом занятии учащиеся были уставшие, т.к. занятие проходило после плодотворного учебного дня. Но, несмотря на это, все с интересом выполняли упражнения.
Педагогические заметки:
Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников
Основной целью системы профессиональной ориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для школьников возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, ...
Психолого-педагогическая характеристика умственно
отсталых детей 7-8 лет
Исторически так сложилось, что различные аспекты, касающиеся лиц с проблемами в умственном развитии, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, генетики, социологи, психотерапевты, юристы, а в последнее время – экологи и диетологи, отсюда родилось и множество терминов для обо ...
Обучение различным видам чтения
Рассмотренные упражнения создают предпосылки для функционирования чтения как речевой деятельности. Однако для того чтобы учащиеся воспринимали его как определенную деятельность, соответствующую уровню их интеллектуального развития, необходимо соблюдать еще ряд условий. 1. Следует подбирать тексты, ...