Таким образом, оказалось, что прежние ориентиры утеряны, хотя постепенно определились направления демократизации трудовой подготовки - её дифференциация, многовариантность содержания и форм, свобода выбора последних с учётом интересов и возможностей учащихся и педагогов. Одновременно произошли два характерных для переходного периода явления:
из-за кризиса в промышленности свернулась почти повсеместно та трудовая подготовка, которая состояла на иждивении у базовых предприятий;
в большинстве своем выжили и окрепли экономически эффективные (точнее, выгодные школ, предприятию, ребятам и взрослым) формы включения учащихся в труд.
Из чего же исходить учителю? Прежде всего, уяснить, что труд как компонент воспитательной системы существует тысячелетиями. Он был, есть и остаётся средством воспитания, позволяющим влиять на развитие личности. Сноровка и смекалка были и всегда будут нужны в жизни, каких бы высот в научно – техническом прогрессе не достигало человечество.
Трудовой компонент воспитательной системы важен и как организатор жизни школьников, как дело, требующее совместных согласованных усилий. Формирует социальное сознание. Подражание, взаимное стимулирование позволяет насытить жизнь коллектива, причем, и это важно, вовсе не обязательно замыкаться только на конкретном исполнительском уровне. Это может быть художественно–эстетическая, конструкторско-дизайнерская или другая деятельность, связанная с продуктивным выходом. Важно лишь, чтобы при этом потребности детей обогащались стремлением к внутреннему совершенствованию, заботой о людях. Утверждением достоинства своего и других людей, товарищества и справедливости.
Технологическое образование претерпело много изменений и некоторые их них сыграли не маловажную роль. Одно из таких находилось на территории Калужской области. Это Первая опытная станция основателем которой является Станислав Теофилович Шацкий.
В истории создания и деятельности Первой опытной станции по народному образованию можно наметить следующие 4 периода развития:
1912 - 1918 гг. – период возникновения в обществе "Детский труд и отдых" идеи организации опытной станции, рождённой потребностью педагогической практики.
1919 – 1921 гг. период создания и становления Первой опытной станции, первых попыток "нащупывания" связей между школой и соц. средой. Идёт активная подготовка кадров учителей, которые должны уметь реализовывать в практической деятельности идею связи школы с окружающей средой, быть одновременно педагогами и исследователями педагогического процесса.
Период с 1922 по 1928 годы – время наивысшего подъёма работы Первой опытной станции. Школа выступает центром воспитания детей в окружающей среде, она регулирует и координирует воспитательные воздействия семьи и общества. В этот период педагогический коллектив станции создаёт интересные образцы работы в области методики обучения, трудового, эстетического и физического воспитания.
Последний период существования – 1929 – 1932 годы отмечаются настойчивым стремлением руководства станции усилить связь школы с социальной средой. Школы станции выступают центрами культурной революции. Деятельность Первой опытной станции неотделимы от общего хода развития единой трудовой школы, которая является прекрасным образцом организации работы с детьми в 20-е годы и отражает в своей истории трудный, подчас мучительный, но героический, восхищающий нас мужеством и дерзаниями, интереснейший этап жизни советской школы.
Педагогические заметки:
Математическое развитие младших школьников
Новая парадигма образования в РФ характеризуется личностно ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, созданием условий для самоорганизации и саморазвития личности, субъектностью образования, направленностью на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечива ...
Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Целью данной работы является изучение развития речи дошкольников в игровой деятельности. Исследование проводилось в 2009-2010 годах. В диагностике участвовало пять человек. Исследование состояло из трех этапов. Первый этап – начальная диагностика. Второй этап – проведение развивающих игр. Третий эт ...
Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура,
динамика, движущие силы и противоречия
Сущность обучения. Об обучении написано и сказано много: оно и "протекает", и "осуществляется", и "реализуется, оно и "передача" человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и "целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся", в ходе кот ...