Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам

Страница 1

Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.

Освоение простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности возможно только через восприятие музыкальных произведений. Освоение тезауруса, как понятийного словаря (заучивание, запоминание терминов и определений) без поры на музыкальный материал не дает представления о самих явлениях. Учащий должен уметь применять тезаурус на практике, а не только знать его теоретически, хотя и это тоже имеет значение." В основе же восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как членораздельную речь. Важным условием развития умения мыслить, по убеждению Б.Л. Яворского, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведения".

Освоение понятийного аппарата по музыкальным формам способствует более тонкому и глубокому музыкальному восприятию, а следовательно и пониманию содержания не только на эмоциональном уровне, но и на смысловом, содержательном. При этом необходимо использовать доступную для ребенка терминологию. Важным условием для этого является поэтапное, постепенное освоение тезауруса.

На начальном этапе (в младших классах) понимание содержания произведения и средств выразительности начинается с осмысления жанровых особенностей музыкальных произведений. Происходит первое знакомство с терминами относительно средств выразительности. Постепенно накапливается слуховой опыт, музыкальный "багаж". После осознания жанровых особенностей произведений, происходит понимание выразительности и изобразительности в музыке. После этого начинается ознакомление учащихся с элементами музыкального языка, их выразительной сущностью. Теперь их знания углубляются, расширяются, пополняются новыми понятиями. Так обучение в младших классах должно подготавливать хорошую "базу" для дальнейшего расширения и усвоения тезауруса в средних классах. Знакомясь с музыкой разных народов "…ребята должны прийти к выводу о том, что чувствовать и понимать музыку разных народов можно, только освоив их музыкальный язык…" Очень важным, ключевым понятием должно стать то, что музыка - это язык.

Ядром музыкальной мысли является интонация. Представление школьников о музыкальной интонации происходит через сравнение с речевой интонацией. Так, одно и тоже слово можно произнести, изменяя звучание голоса и внося различное эмоциональное содержание. Необходимо чтобы школьники ощущали и осознавали выразительное и изобразительное содержание музыкальной интонации, ее изменение в развитии образа. Для усвоения понятия интонация, для более яркого ощущения ее выразительности необходимо чтобы учащиеся "прочувствовали" ее "изнутри". Для этого предлагается использовать следующие упражнения:

проговорить слово, предложение с разной интонацией. Это может быть интонация радости, скорби, ожидания, возмущения, жалобы и т.д. Учащийся может сам выбрать интонацию и тогда другие учащиеся должны ее определить и назвать, или учитель предложит интонацию и учащийся будет должен ее произнести.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся разучить с разной интонацией одно небольшое стихотворение.

Также выразительность интонации школьники ярче прочувствуют пропевая мелодию и исполняя ее ритмический рисунок на ударных инструментах. После такого разучивания интонации учащимся следует предложить послушать всю тему или произведение, если оно небольшое.

Первые представления о теме ассоциируются у ребят с целостным выражением музыкальной мысли, которая, развиваясь в одночастной форме, создает один музыкальный образ.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России
Наиболее характерной и общепризнанной особенностью современности на рубеже тысячелетий следует признать кризис образования, который приобрел общемировые масштабы и связан с изменением социальной роли образования. Осознание этой проблемы началось с конца шестидесятых годов после выхода в свет книги ...

Система работы по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения
Мыслительные операции детей 6–7 лет с нарушениями зрения подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, как и мышление нормальновидящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышле ...

Изучение проблемы в отечественной и зарубежной литературе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, наск ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru