Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.
Освоение простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности возможно только через восприятие музыкальных произведений. Освоение тезауруса, как понятийного словаря (заучивание, запоминание терминов и определений) без поры на музыкальный материал не дает представления о самих явлениях. Учащий должен уметь применять тезаурус на практике, а не только знать его теоретически, хотя и это тоже имеет значение." В основе же восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как членораздельную речь. Важным условием развития умения мыслить, по убеждению Б.Л. Яворского, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведения".
Освоение понятийного аппарата по музыкальным формам способствует более тонкому и глубокому музыкальному восприятию, а следовательно и пониманию содержания не только на эмоциональном уровне, но и на смысловом, содержательном. При этом необходимо использовать доступную для ребенка терминологию. Важным условием для этого является поэтапное, постепенное освоение тезауруса.
На начальном этапе (в младших классах) понимание содержания произведения и средств выразительности начинается с осмысления жанровых особенностей музыкальных произведений. Происходит первое знакомство с терминами относительно средств выразительности. Постепенно накапливается слуховой опыт, музыкальный "багаж". После осознания жанровых особенностей произведений, происходит понимание выразительности и изобразительности в музыке. После этого начинается ознакомление учащихся с элементами музыкального языка, их выразительной сущностью. Теперь их знания углубляются, расширяются, пополняются новыми понятиями. Так обучение в младших классах должно подготавливать хорошую "базу" для дальнейшего расширения и усвоения тезауруса в средних классах. Знакомясь с музыкой разных народов "…ребята должны прийти к выводу о том, что чувствовать и понимать музыку разных народов можно, только освоив их музыкальный язык…" Очень важным, ключевым понятием должно стать то, что музыка - это язык.
Ядром музыкальной мысли является интонация. Представление школьников о музыкальной интонации происходит через сравнение с речевой интонацией. Так, одно и тоже слово можно произнести, изменяя звучание голоса и внося различное эмоциональное содержание. Необходимо чтобы школьники ощущали и осознавали выразительное и изобразительное содержание музыкальной интонации, ее изменение в развитии образа. Для усвоения понятия интонация, для более яркого ощущения ее выразительности необходимо чтобы учащиеся "прочувствовали" ее "изнутри". Для этого предлагается использовать следующие упражнения:
проговорить слово, предложение с разной интонацией. Это может быть интонация радости, скорби, ожидания, возмущения, жалобы и т.д. Учащийся может сам выбрать интонацию и тогда другие учащиеся должны ее определить и назвать, или учитель предложит интонацию и учащийся будет должен ее произнести.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся разучить с разной интонацией одно небольшое стихотворение.
Также выразительность интонации школьники ярче прочувствуют пропевая мелодию и исполняя ее ритмический рисунок на ударных инструментах. После такого разучивания интонации учащимся следует предложить послушать всю тему или произведение, если оно небольшое.
Первые представления о теме ассоциируются у ребят с целостным выражением музыкальной мысли, которая, развиваясь в одночастной форме, создает один музыкальный образ.
Педагогические заметки:
Патриотическое воспитание в школе
В последние годы вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической и культурной сферах общественной жизни произошел спад в процессе воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспи ...
Исследование коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника
Исследование проводилось на базе детского сада №17 города Солигорска. В исследовании участвовало 20 детей старшей возрастной группы. Список детей: 1. Арсений А. 11.Полина М. 2. Егор А. 12.Глеб М. 3. Захар Б. 13.Валерия М. 4. Валерия Б. 14.Глеб Н. 5.Ирина Г. 15.Валерия М. 6. Алёша Д. 16.Данила Р. 7. ...
Какие стороны работы университета требуют совершенствования
Накануне Нового года президент Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Документ предусматривает сокращение численности сотрудников органов внутренних дел до 1 января 2012 года на 20%. В связи с этим некоторые СМИ сообщи ...