Развитие у учащихся наблюдательности в процессе игры на ритмических и звуковысотных инструментах. Так, в игре "Эхо", где "зов" исполняет учитель, а "эхо" - дети, структура полученной фразы записывается на доске с помощью двух маленьких геометрических фигур разного цвета, например
Активизация внимания, памяти, наблюдательности в игре "Перестановка мотива". Сначала перестановка мотива осуществляется с помощью ритмической записи, а затем по памяти. Структуру получившейся фразы (исходная интонация и ее перестановка) следует изобразить на доске двумя одинаковыми маленькими геометрическими фигурами, разными по цвету.
Сочинение детьми "музыки" для самостоятельного проведения вышеназванных игр. Когда учитель выступает в роли исполнителя, возможны его преднамеренные ошибки. Это заставляет учащихся быть более внимательными, а педагогу позволяет оценивать уровень их музыкального развития.
сочинение инструментально-ритмических и мелодических "ответов" на "вопрос" учителя, досочинение ритмических и мелодических фраз при игре на инструментах.
Исполнение мелодий знакомых песен на металлофоне или ксилофоне с фиксацией на ритмических инструментах начала каждой песенной строфы. Причем одинаковые фиксируются ударом одного и того же инструмента, а построенные на новом материале - другим.
Осознание деления музыкального периода на фразы, предложения:
при игре партитур для звуковысотных и ритмических инструментов, построенных на неоднократном повторении мелодической или ритмической фигуры; последние должны подчеркивать деление произведения на фразы, предложения, фиксировать окончания фраз
в ансамблевом исполнении инструментальных пьес, где детям поручается партия, построенная на известных ритмических мотивах и ладовых интонациях; строение ее микроформы соответствует развитию музыкального образа в фортепианной партии.
Исполнительские и творческие задания могут расширены и дополнены. Это область творческого подхода к урокам самого преподавателя.
Постижение музыкального произведения во всей глубине и тонкости передаваемого в нем содержания - суть "искусства слушания", восприятия музыки. Как всякое искусство, слушание музыки содержит эмоциональный компонент, связанный с индивидуальными особенности восприятия музыки каждым отдельным человеком. Но в тоже время, как всякому искусству, восприятию музыки можно и нужно обучать.
Путь к достижению цели - воспитанию обученного слушателя - может быть успешным только при условии равной опоры музыкального образования на такие противоположные понятия как теория и практика, чувство и разум, непосредственно-эмоциональное и формально-логическое.
Развитие эмоциональной сферы, эстетического вкуса, чувства прекрасного предполагает не абстрактные, а вполне конкретные знания о музыкальном искусстве, умение облечь свои впечатления в слова, конкретизировать их с помощью соответствующих понятий. Поэтому формирование музыкального тезауруса должно считаться одной из задач методики преподавания предмета "Музыка" в общеобразовательной школе.
Формирование тезауруса является, необходимым условием для более или менее "адекватного" восприятия музыки. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Частью мышления является и мышление музыкальное. Уровень развития музыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних.
Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение определенной системе важнейшая задача музыкальной педагогики.
Музыкальный тезаурус включает самые различные области понятийных знаний. Среди них тезаурус музыкального формообразования занимает особое место, поскольку в особенной степени требует системного подхода в формировании знаний о музыке.
Педагогические заметки:
Анализ современного состояния патриотического воспитания
военнослужащих Российской армии по материалам социологических исследований и данных
открытой печати
Анализируя результаты проведенных в 2005-2010 годах социологических исследований ценностных ориентаций военнослужащих, можно выделить 4 группы ценностей: 1) общенациональные, патриотические; 2) военно-корпоративные; 3) личностные материальные (меркантильные); 4) познавательные (эвристические) - хар ...
Характеристика УМК "Школа XXI века" с
точки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников
Рассмотрим особенности построения курса "Русский язык" в учебно – методическом комплексе "Школа XXI века". Родной язык занимает центральное место среди общеобразовательных предметов средней школы. В школьной общеобразовательной системе большинства стран мира изучение родного язы ...
Участие в трудовых делах семьи, как осознанная необходимость
Трудовое воспитание в семье есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего ...