Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам

Страница 3

Развитие у учащихся наблюдательности в процессе игры на ритмических и звуковысотных инструментах. Так, в игре "Эхо", где "зов" исполняет учитель, а "эхо" - дети, структура полученной фразы записывается на доске с помощью двух маленьких геометрических фигур разного цвета, например

Активизация внимания, памяти, наблюдательности в игре "Перестановка мотива". Сначала перестановка мотива осуществляется с помощью ритмической записи, а затем по памяти. Структуру получившейся фразы (исходная интонация и ее перестановка) следует изобразить на доске двумя одинаковыми маленькими геометрическими фигурами, разными по цвету.

Сочинение детьми "музыки" для самостоятельного проведения вышеназванных игр. Когда учитель выступает в роли исполнителя, возможны его преднамеренные ошибки. Это заставляет учащихся быть более внимательными, а педагогу позволяет оценивать уровень их музыкального развития.

сочинение инструментально-ритмических и мелодических "ответов" на "вопрос" учителя, досочинение ритмических и мелодических фраз при игре на инструментах.

Исполнение мелодий знакомых песен на металлофоне или ксилофоне с фиксацией на ритмических инструментах начала каждой песенной строфы. Причем одинаковые фиксируются ударом одного и того же инструмента, а построенные на новом материале - другим.

Осознание деления музыкального периода на фразы, предложения:

при игре партитур для звуковысотных и ритмических инструментов, построенных на неоднократном повторении мелодической или ритмической фигуры; последние должны подчеркивать деление произведения на фразы, предложения, фиксировать окончания фраз

в ансамблевом исполнении инструментальных пьес, где детям поручается партия, построенная на известных ритмических мотивах и ладовых интонациях; строение ее микроформы соответствует развитию музыкального образа в фортепианной партии.

Исполнительские и творческие задания могут расширены и дополнены. Это область творческого подхода к урокам самого преподавателя.

Постижение музыкального произведения во всей глубине и тонкости передаваемого в нем содержания - суть "искусства слушания", восприятия музыки. Как всякое искусство, слушание музыки содержит эмоциональный компонент, связанный с индивидуальными особенности восприятия музыки каждым отдельным человеком. Но в тоже время, как всякому искусству, восприятию музыки можно и нужно обучать.

Путь к достижению цели - воспитанию обученного слушателя - может быть успешным только при условии равной опоры музыкального образования на такие противоположные понятия как теория и практика, чувство и разум, непосредственно-эмоциональное и формально-логическое.

Развитие эмоциональной сферы, эстетического вкуса, чувства прекрасного предполагает не абстрактные, а вполне конкретные знания о музыкальном искусстве, умение облечь свои впечатления в слова, конкретизировать их с помощью соответствующих понятий. Поэтому формирование музыкального тезауруса должно считаться одной из задач методики преподавания предмета "Музыка" в общеобразовательной школе.

Формирование тезауруса является, необходимым условием для более или менее "адекватного" восприятия музыки. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Частью мышления является и мышление музыкальное. Уровень развития музыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних.

Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение определенной системе важнейшая задача музыкальной педагогики.

Музыкальный тезаурус включает самые различные области понятийных знаний. Среди них тезаурус музыкального формообразования занимает особое место, поскольку в особенной степени требует системного подхода в формировании знаний о музыке.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Теоретические положения о понятии самовоспитания
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение ...

Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и распознавание речевого сообщения на слух. В условиях естественного речевого общения удельный вес этого вида речевой деятельности очень велик, если иметь в виду воздействие на современного человека таких средств массово ...

Воспитание нравственной культуры личности
В процессе воспитания личности исключительно важное значе­ние имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во мно­жестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласов ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru