Культура в широком смысле слова всегда являлась неотъемлемой частью цивилизованного общества. Сами термины цивилизация и культура достаточно синонимичны по своему лексическому значению. Культура (от латинского cultura, от основы colere – возделывать) - совокупность материальных и культурных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. Цивилизация (от civilis - гражданский, государственный) - понятие, обозначающее единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса.
В различные времена нашей истории культура представляла собой «смесь» самобытных традиций и новых тенденций моды, классицизма устоявшихся взглядов и политических революционных потрясений. Культура как таковая никогда не стояла на месте, в постоянном своем развитии она влияла на абсолютно все социальные класс и прослойки.
В настоящее время само понятие «культура» имеет множество интерпретаций, определяемых концептуальными направлениями научно-исследовательского поиска. Так, для аксиологической концепции культура - это явление, отражающее духовную природу человека в совокупности ее базовых ценностей и нравственных норм. Деятельностная концепция видит в культуре проявление активной, разумной и созидательной природы человека, высший уровень овладения им какой-либо областью деятельности (культура умственного труда, культура речи, эстетическая культура и пр.). Личностная концепция представляет культуру в аспекте актуализации социальной природы человека: как способ пребывания личности в социальном пространстве и времени, систему ее качеств и характеристик, необходимых культуру как систему знаков для передачи и хранения информации. В социологизаторской концепции культура характеризует определенную историческую эпоху, ступень развития конкретного социума. Для суммативной концепции культура - сумма продуктов деятельности и общения людей, область технических и социальных достижений, накопленных человечеством в процессе его прогрессивного развития. Эвристическая концепция акцентирует креативную природу деятельности человека в космопланетарном, биосоциальном и культурно-историческом аспектах.
Каждая из концепций имеет право на существование, поскольку подчеркивает одну из сторон человеческой культуры как сложного системного образования. Каждый из рассмотренных подходов имеет методологическую ценность, но для педагогики особенно важен личностный подход, который определяет человеку роль духовного субъекта культуры, обладающего такими свойствами, как понимание смысла жизни, ответственность, способность к саморегуляции и др.
Постичь и определить феномен культуры человек пытался издавна. Уже в древнейшем из языков - санскрите - имеется родственное культуре слово, смысл которого – «просвещение». В латыни термин «культура» более многозначен. Он означает «возделывание», «обрабатывание, уход», «образование, развитие», «почитание». Для древности культура - это прежде всего однонаправленный процесс передачи и воспроизводства знаний, нравственных установок, смыслов, опыта от одного поколения к другому, являющийся атрибутивным условием жизни человека в обществе. Такое понимание сущности культуры во многом сохраняется и в современной науке.
Педагогические заметки:
Значение коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников
Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков. Для этого мною были проанализированы работы различных авторов по данной проблеме в процессе изучения английского языка. Основной вопрос, волнующий психологов разных стран, – роль общения с ...
Характеристика особенности младшего школьника
Для того что бы применять игровой метод важно знать психологическую характеристику каждого возраста, что бы правильно и эффективно выбрать игровой метод. Одним из ученых, занимающихся психологической характеристикой младшего школьника была Негневицкая Е.И., она считала что, для того чтобы успешно р ...
Векторные треугольники скоростей и перемещений в
задачах
Кинематика изучает „геометрию” движения - математическое описание движения без анализа причин, его вызывающих. Другими словами, без выяснения вопроса, почему рассматриваемое движение происходит именно так, а не иначе, устанавливается математическое соотношение между его различными характеристиками, ...