Разнообразные культуроведческие концепции сходятся в том, что культура отличает человека от других живых существ. Именно в культуре происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса. Культура позволяет индивидам более или менее одинаково постигать окружающий мир, совершать понятные другим поступки и адекватно относиться друг к другу. Таким образом, феномен человеческой культуры представляет собой многосоставную, многослойную целостность, проявляющуюся как на уровне культуры человечества, так и на уровне культуры общества и отдельного человека.
Х.Г. Гадамер указывал на то, что образование теснейшим образом связано с понятием культуры и означает специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей индивида [30]. Н.В. Бордовская считает, что результатом образования человека выступает культура как способ его творческой самореализации и осмысления, сплачивающий людей в некоторое сообщество: нацию, религиозную или профессиональную группу и т.д.
Идея проектирования образования, ориентированного на развитие человека как субъекта культуры, в качестве методологической основы опирается на теорию, в которой культура предстает как антропологический феномен. В свете диалоговой концепции М.М.Бахтина культура существует как общение, диалог, форма свободного выбора личностью смыслов своей жизни и принятия ответственности за свой поступок. При этом гарантом культуры выступает сам человек, являющийся ее творцом.
Гуманистический характер жизни общества во многом определяется уровнем духовно-нравственного развития личности. В условиях интенсивного роста производственно-технологической и информационно-коммуникативной сфер возрастает значимость эстетической составляющей в системе человеческого бытия. В этом смысле эстетическая культура характеризует эмоциональную и интеллектуальную жизнь человека исходя из императивов красоты и проявляется в системе социальных и индивидуальных ценностей. Значимым фактором эстетического становления, приобщения личности к высотам общечеловеческих идеалов и культурно-исторических достижений является искусство музыки, «проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживание души» .
Проблема формирования эстетической культуры личности разрабатывалась в трудах философов (Платон Г.В., Ф. Гегель, И. Кант, А. Шопенгауэр); педагогов (М.А. Верб, В.Н. Липский, А.А. Оганов, Б.М. Неменский, В.А. Сластенин); психологов (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин), а также выдающихся педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Б.Т. Лихачева, С.Т. Шацкого).
Для человеческого общества традиционным видом искусства и средством эстетического воздействия на личность является театр. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. На протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определённые из них делались акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, обычно представляя при этом интересы ведущего класса. Изначально задумывавшийся как место для зрелищ и выплеска негативных эмоций театр под агрессивной и диктаторской эгидой Римской империи с течением времени приобретает те составляющие, которые близки нам сейчас. Эпоха Возрождения подарила театру пафос драмы, а Ренессанс - романтизм любовной лирики.
Педагогические заметки:
Детский фольклор в истории России
«Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале "Учитель" появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание на ...
Виды игр
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификаций различного рода игр. Говоря о классификации, необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, ...
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.Чтение как средство
обучения
Чтение является и целью, и средством обучения иностранному языку. В учебном процессе следует четко различать эти его две функции, так как она определяют методическую организацию всей работы. Чтение как цель обучения. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из прак ...