Театр как социально-культурный и педагогический феномен

Информация о педагогике » Театр как средство эстетического воспитания студентов » Театр как социально-культурный и педагогический феномен

Страница 2

Разнообразные культуроведческие концепции сходятся в том, что культура отличает человека от других живых существ. Именно в культуре происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса. Культура позволяет индивидам более или менее одинаково постигать окружающий мир, совершать понятные другим поступки и адекватно относиться друг к другу. Таким образом, феномен человеческой культуры представляет собой многосоставную, многослойную целостность, проявляющуюся как на уровне культуры человечества, так и на уровне культуры общества и отдельного человека.

Х.Г. Гадамер указывал на то, что образование теснейшим образом связано с понятием культуры и означает специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей индивида [30]. Н.В. Бордовская считает, что результатом образования человека выступает культура как способ его творческой самореализации и осмысления, сплачивающий людей в некоторое сообщество: нацию, религиозную или профессиональную группу и т.д.

Идея проектирования образования, ориентированного на развитие человека как субъекта культуры, в качестве методологической основы опирается на теорию, в которой культура предстает как антропологический феномен. В свете диалоговой концепции М.М.Бахтина культура существует как общение, диалог, форма свободного выбора личностью смыслов своей жизни и принятия ответственности за свой поступок. При этом гарантом культуры выступает сам человек, являющийся ее творцом.

Гуманистический характер жизни общества во многом определяется уровнем духовно-нравственного развития личности. В условиях интенсивного роста производственно-технологической и информационно-коммуникативной сфер возрастает значимость эстетической составляющей в системе человеческого бытия. В этом смысле эстетическая культура характеризует эмоциональную и интеллектуальную жизнь человека исходя из императивов красоты и проявляется в системе социальных и индивидуальных ценностей. Значимым фактором эстетического становления, приобщения личности к высотам общечеловеческих идеалов и культурно-исторических достижений является искусство музыки, «проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживание души» .

Проблема формирования эстетической культуры личности разрабатывалась в трудах философов (Платон Г.В., Ф. Гегель, И. Кант, А. Шопенгауэр); педагогов (М.А. Верб, В.Н. Липский, А.А. Оганов, Б.М. Неменский, В.А. Сластенин); психологов (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин), а также выдающихся педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Б.Т. Лихачева, С.Т. Шацкого).

Для человеческого общества традиционным видом искусства и средством эстетического воздействия на личность является театр. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. На протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определённые из них делались акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, обычно представляя при этом интересы ведущего класса. Изначально задумывавшийся как место для зрелищ и выплеска негативных эмоций театр под агрессивной и диктаторской эгидой Римской империи с течением времени приобретает те составляющие, которые близки нам сейчас. Эпоха Возрождения подарила театру пафос драмы, а Ренессанс - романтизм любовной лирики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Детский фольклор в истории России
«Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале "Учитель" появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание на ...

Виды игр
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификаций различного рода игр. Говоря о классификации, необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, ...

Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.Чтение как средство обучения
Чтение является и целью, и средством обучения ино­странному языку. В учебном процессе следует четко раз­личать эти его две функции, так как она определяют мето­дическую организацию всей работы. Чтение как цель обучения. Овладение учащимися уме­нием читать на иностранном языке является одной из прак ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru