Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы научить вслушиваться, вглядываться, оценивать, анализировать и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность человека. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение или усложнение деятельности помогает студенту пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Единство этического и эстетического является важнейшей отличительной чертой формирования личности будущего педагога. Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание студента, привлекая его к практическим действиям. Рассматриваемые методы помогают пробуждать у молодого человека чувство прекрасного. Д.Б. Кабалевский говорит: «Прекрасное пробуждает доброе». В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому студенту. Художественная деятельность соответствует различным видам искусства. К используемым при этом средствам можно отнести литературные, музыкальные произведения, живопись, и т. д. Они помогают усвоению разных способов действий, в ходе которых возникает процесс эстетического развития человека. Полученные результаты свидетельствуют о достигнутой цели. Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в современной дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что методика предлагает найти способы решения намеченного замысла. Чтобы обучение носило развивающий характер, методика должно содержать обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов. К числу таких способов относятся: - способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе); - способы приобщения к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; - способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям; - способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве. Таким образом, при решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить эмоциональным восприятием студента, его творческой заинтересованностью. Занятия как организационная форма обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения к материалу и самому творческому процессу.
В некоторых ВУЗах широко применяются игровые методические приемы. Студент успешнее усваивает разнообразную деятельность, если педагог создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме.
В педагогических ВУЗах проблема внедрения методики эстетического образования стоит особо остро, так как будущий педагог приступать к деятельности имея не только «багаж» теоретических и практических знаний, но и некую эстетическую грамотность. Необходимо отметить, что включение театра в диапазон образовательного пространства педагогического ВУЗа имеет, по крайней мере, два очевидных последствия: во-первых, отношение к классическому наследию становится более осмысленным не разрывающим «связь времен»; во-вторых, использование театрального компонента в образовании создает особый тип духовной коммуникации между преподавателями и студентами, что в принципе влияет на атмосферу образовательного процесса. Являясь формой «обратной связи», восприятие театра участвует в развитии студенческого сообщества с помощью воздействия на сознание его активных представителей.
Эстетический характер влияния театра на студенчество проявляется в его освобождении от излишней рациональности и прагматичности, демонстрирует движение к обретению нравственного самосознания и культурной идентичности, поскольку театр объединяет эстетическую энергию, творческое вдохновение, этические смыслы, помогающие молодому человеку подняться над противоречиями частностей в реальной жизни.
Педагогические заметки:
Особенности применения уроков оригами в общеобразовательном процессе,
влияющие на психолого-физиологическое развитие младших школьников
Чаще всего оригами преподают детям в детских садах, начальной школе и различных кружках домов творчества. Возможна также работа в частных группах. Задачей таких занятий является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а развитие у детей целого ряда способностей и навыков ...
Изучение школьников в целях профориентации
Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различны ...
Проблемы профессионального самоопределения молодежи в современных условиях
Такая ситуация актуализирует востребованность в нашем обществе различных форм профориентационной работы. Обозначенное направление работы стало активно развиваться у нас со второй половины восьмидесятых годов прошлого века, когда в крупных городах России были открыты центры профориентации молодежи, ...