А.И.Буренина отметила, что в 5-7 лет у детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений из области хореографии, гимнастики. Это открывает возможность для применения ритмопластики для детей старшего дошкольного возраста.
Нормально развивающийся ребенок терпеливо и целенаправленно в дошкольном возрасте стремится овладеть движениями и действиями, наслаждаясь чувством освоения движений и действий. При этом это чувство также является наградой за усердие. Овладение мускульной координацией, сопряженной с впечатлениями от других органов чувств дает интегрированное рефлексивное переживание от происходящих в теле позитивных изменений.
При этом Холмогорова А.Б., Гаранян H.Г. заметили, что все развитие личности в целом происходит в процессе собственной деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней. В.М.Бехтерев отметил, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Г.П. Шипулин же отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью. Ритмические задания по утверждению М.И.Чистяковой помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. По исследованиям (Н.С. Самойленко, В.А. Гринер, Е.В. Конорова, Е.В.Чаянова) организация движений с помощью музыкального ритма, развивает у детей внимание. Память, а главное - внутреннюю собранность.
Отметим, что упражнения ритмопластики разделены на группы в соответствии с направлением работы. Работа с установленными границами проистекает из потребности в личной идентичности. Многочисленные исследования Фишера Кливленда в конце 50-х по изучению образа жизни с точки зрения его границ показали высокую корреляцию между степенью определенности границ тела и личностными характеристиками человека – чем выше уровень определенности границ, тем стабильнее адаптация, тем выраженнее стремление к эмоциональным контактам. По мнению И.Г. Малкиной-Пых если ребенок страдает от неспособности окружающих удовлетворять его потребность, это вызывает структурный дефицит границы «Я», как процесса ограничения «Я» решающей фазы развития образа-«Я», идентичности. Поэтому помощь в установлении границ физического «Я» положительно влияет на чувство уверенности в себе, на способность к установлению эмоциональных контактов с окружающими, а положительно влияя на эти симптомокомплексы психических свойств личности способствует повышению самосознания – адекватности представлений о себе, развитию образа «Я» - залога удачной социальной адаптации ребенка.
Терапевтический переход от «Я» и «Я-в отношении с другими» происходит естественным образом, благодаря работе в группе. И.Г. Малкина-Пых отметила, что координация – необходимое условие для достижения удовлетворительной социальной интеракции. По мнению А.И.Бурениной занятия ритмопластикой развивают нравственно-коммуникативные качества личности. Через собственные выразительные движения человек может осмыслить свое внутреннее состояние (средство самопознания и понимания другого).
Упражнения по работе с избыточным контролем направлены на гармонизацию актуализации себя и актуализации в соответствии с некоторым образом, т.е. помогают максимально проявиться человеку, ребенку такими, какие они есть.
Определенная группа ритмопластических упражнений направлена на работу с агрессией. Агрессия, по определению Бэрона, Ричардсона – это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому, не желающему подобного обращения. Отметим, что выработка адекватных форм формирования в плане уменьшения агрессии играют важную роль в его адаптации, взаимодействии с окружающими, а значит и в личностном развитии в целом. В соответствии с когнитивными теориями, как заметила И.Г. Малкина-Пых «Я-концепция» человека включает в себя шаблоны реализации агрессии.
Различается определенная группа упражнений ритмопластического направления для работы образом «Я», системой из представлений о себе и отношений к этим представлениям. Помимо компонентов образа «Я» существует развертка образа «Я» во времени и физическое «Я» или образ тела. По определению Шиадера «образ тела» - это субъективное переживание человеком своего тела, психический пространственный образ, складывающийся в межличностном отношении.
Педагогические заметки:
Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции контроля
Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны. Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в с ...
Образование как социокультурный феномен. Ценностные приоритеты образования
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять соци ...
Знакомство дошкольников с родным городом
Возрастает интерес к себе, все чаще ребенок сравнивает свои достижения с другими. Представления малыша о себе и отношение к другим основываются главным образом на успехах деятельности (предметной и др.). общении, оценке и главное — эмоциональном отношении к нему со стороны взрослых («Молодец, Сашен ...