Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности. В работах таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, А.Г. Ковалев и у других специалистов, разработан целостный подход к психологическому изучению личности. Философско-теоретические работы С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шороховой, Л.И.Анцыферовой, К.А. Абульхановой-Славской также представляют материалы по целостности личности. По замечанию С.Л. Рубинштейна, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного, психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, где личность является исходным, начальным. В свою очередь Н.И.Непомнящая отметила значимость для становления личности именно старшего дошкольного возраста, в свете соответствия этого процесса истинным потребностям и возможностям ребенка.
По мнению Л.И. Божович именно в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях. Именно этот возрастной период сензитивен для формирования фундамента личности ребенка.
В свете необходимости способствовать адекватному и успешному формированию самосознания дошкольников актуален вопрос поиска наиболее приемлемых и эффективных в работе с детьми методов психотерапии. Рогов Е.И. отметил, что помимо различных процедур, необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня, т.к. психика предназначена для активности.
По многочисленным исследованиям психологов, изучающих виды телесно-ориентированной терапии (А. Лоуэн, М. Фильденкрайз, В.Н. Никитин и др.) музыка и движения заставляют задуматься о системе своей деятельности. Буренина А.И. констатировала что, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями.
Современный ритмопластический танец – результат взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.Жака Далькреза, и пластического танца А. Дункан, в нем полная подчиненность внутренней закономерности музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией. Малкина-Пых И.Г. отметила, что современное ритмопластическое направление в гимнастике – это уникальный сплав ранее существовавших гимнастических систем, которые впитала и элементы восточных психофизических гимнастик, а также пластические, ритмически организованные движения африканских танцев. Именно эти занятия в группе ближе всего по смыслу к ритмодвигательной терапии, использующей основные направления ритмической гимнастики – танцевальной аэробики - кроме джаз-гимнастики, диск-аэробику, брейк-аэробику, рок-аэробику и фанк-аэробику. Ритмодвигательная терапия преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими паттернами движения, которые руководитель группы задает директивно по принципу «делай как я».
В настоящее время в практике ДОУ для работы с дошкольниками применяется программа музыкально-ритмического психотренинга Бурениной А.И., развивающую внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку через осознанное и свободное владение телом.
При этом интерес составляет исследование возможностей методов ритмопластической терапии не только на отдельные психологические процессы, но и на всю личность в целом, фундамент которой закладывается именно в старшем дошкольном возрасте, что имеет значение и для дальнейшего развития ребенка, особенно на такой ее компонент, как самосознание, представление собственного «Я», «Я»-концепцию, являющееся ядром человеческой личности.
Таким образом, целью настоящего исследования мы ставим изучение ритмопластики как средства формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: Каковы условия формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста посредством ритмопластики
Объект исследования: самосознание детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмопластики
Цель исследования: выявить психологические условия формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что успешность формирования самосознания старших дошкольников посредством ритмопластики может быть обеспечена, если:
- будут обеспечены условия, в которых ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, используя средства ритмической пластики;
- будет поощряться спонтанность, фантазия, способствуя самораскрытию, катарсису и развитию личности каждого ребенка;
- будет поощряться обсуждение ребенком достигаемых ощущений, состояния, осознания им себя, своего тела.
Задачи исследования:
1.1. Проанализировать понятие самосознания старших дошкольников в современной психологической литературе
1.2 Проанализировать понятие ритмопластики в современной психологической литературе
1.3 Проанализировать влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания старших дошкольников в условиях современного ДОУ
1.4 Экспериментально выявить и обосновать опытно-экспериментальную работы по формированию самосознания старших дошкольников на занятиях ритмопластикой в ДОУ
1.5 Проанализировать и описать результаты константирующего эксперимента
Этапы и методы исследования:
1. Сентябрь, 2008. Выбор темы, обоснование ее актуальности, составление методологических характеристик.
Методы – теоретический анализ и синтез, анализ литературы.
2. Сентябрь-октябрь, 2008. Изучение состояния дела по теме исследования. Методы – изучение и обобщение передового психотерапевтического опыта.
3. Октябрь, 2008-март,2009. Проведение эксперимента по теме исследования. Метод – психологический эксперимент.
4. Январь-апрель,2009. Написание структурных разделов исследования.
Метод – теоретический анализ и синтез, анализ литературы.
5. Май, 2009. Стилевая правка, литературное оформление и подготовка работы к предварительной защите.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что полученные в работе результаты, сформулированные выводы и положения повышают эффективность применения методов ритмопластики в работе с дошкольниками и могут быть использованы в работе психологов других ДОУ.
Педагогические заметки:
Требования, предъявляемые к тестам
Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом. 1. Надежность контрольного задания - это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать, исследуемый в дидактических экспериментах, показатель, как задани ...
Экспериментальная программа эстетического воспитания студентов с включением
элементов театрального искусства
В рамках экспериментальной программы было проведено ряд мероприятий с целью демонстрации возможностей элементов театрального искусства в студенческих мероприятиях и анализа творческой деятельности студентов как одной из составляющих эстетической готовности. Мероприятие № 1 « Творчество вокруг нас . ...
Музыкальные способности младенцев. Влияние музыки на
развитие ребенка
То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще древние. Музыкой лечили нервно-психические болезни, в средние века пытались использовать ее как наркоз. Но все эти эксперименты проводились со взрослыми. Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотруд ...