Целью программы своего формирующего эксперимента мы поставили выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние ритмопластики на личностное становление старших дошкольников на занятиях в ДОУ.
Задачами программы психотренинга Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика», стоит:
- развитие двигательных качеств и умений, развитие музыкальности;
- развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку;
- развитие и тренировка психических процессов (развитие эмоциональной сферы, умение выражать эмоции в мимике, пантомимике, тренировка подвижности нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления) и личности в целом
- развитие нравственно-коммуникативных качеств личности - воспитание умения сопереживать, умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;
- формирование адекватной оценки и самооценки.
Задачами программы нашего формирующего эксперимента мы поставили следующий перечень направлений по аналогии с задачами, перечисленными Малкиной-Пых И.Г., по которым проводятся занятия в группах ритмопластической терапии:
- работа с опорами или заземление (устойчивость);
- работа с границами (установление границ с окружающим миром – какую важность это имеет для человека);
- работа с межличностными отношениями (контакты и коммуникация с другими людьми);
- как контролировать себя и других людей;
- способность справляться с агрессией, неадекватным поведением;
- работа с образом «Я»;
- общая работа с блоками – «зажимами», необходимостью сдерживать себя из-за установленных правил в обществе;
- структурная интеграция, преодоление беспорядочности действий и суждений.
Для работы по данной программе нами были взяты 30 здоровых детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводились от 25 минут до 1 часа 30 минут по подгруппам о 10 человек. Продолжительность занятия зависела от особенностей внимания и поведения детей. Количество занятий ритмопластикой – 40, а длительность курса при двух занятиях в неделю около трех месяцев. Структура составленных занятий программы включает:
- задачу занятия,
- материалы,
- приветствие,
- разминка,
- быстрая часть,
- заключительная часть,
- подведение итогов,
- прощание.
Упражнения входящие в состав занятий взяты из работ Малкиной–Пых (2001), Белый, Швед (2003), Горшкова (2001), Бородкина-Орлова (2001), Грачева (2003), Диниц(2004), Лисицкая (1988,1994), Шванева (2000), Эндрюс (1996), Кэмпбел (1999), Норбеков, Хван (1999), Гиршон (2000). В качестве оборудования, необходимого для реализации программы нами были использованы методические пособия по реализации упражнений ритмической пластики, аудиокассеты, аудиопроигрыватель.
В целом можем отметить, что проведение системы занятий ритмопластикой с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ по 2 занятия в неделю имело свои характерные особенности, повлиявшие на условия формирования самосознания детей экспериментальной группы.
В первую очередь, отметим, что дети старшего дошкольного возраста, как уже было нами ранее отмечено при анализе психологической литературы, открывает для себя новые возможности, благодаря актуализирующейся способности к произвольности в деятельности, поведении. Именно этот факт имел значение при организации групповых занятий: дети эмоционально-положительно восприняли возможность разнообразить свою двигательную активность, в большинстве случаев ответственно и старательно относясь к выполнению, поручаемых им заданий.
При этом, организуя занятия мы старались создать атмосферу, в которой каждый ребенок может свободно и без ограничений выражать и себя, действовать на свое усмотрение, предлагая ему для этого средство ритмической пластики.
Задавая определенные ритмические паттерны движений под соответствующую легкую динамическую музыку одновременно мы стремились избавить занятия ритмопластикой от строгой обязательности дидактической программы «Ритмическая мозаика», реализуемой в настоящее время в практике танцевальных кружков для дошкольников, так как мы не ставили перед собой дидактических целей научения этим движениям. Нашей целью стояло психологическое раскрепощение, способствующее более ясному осознанию себя, своей деятельности, своих способностей, формированию более адекватного зрелого образа-Я детей. С этой целью в процессе занятий мы использовали средства ритмической пластики для актуализации у детей самораскрытия, проявления себя, своей фантазии, катарсиса.
Педагогические заметки:
Психолого-педагогическое изучение участников
исследования
Группа состоит из трёх мальчиков и четырёх девочек в возрасте от пяти до шести лет. Практически в анамнезе каждого ребёнка отмечается наличие симптомов мышечной дистонии, внутричерепной гипертензии; незначительное отставание в психомоторном развитии до года; соматическая ослабленность. В ходе психо ...
Трудности, связанные с источником информации
В процессе обучения аудированию используются аудиовизуальные и аудитивные источники информации. К аудиовизуальным источникам информации относятся: изобразительная наглядность (картины, слайды), сопровождаемая рассказом учителя, озвученные диафильмы и кинофильмы, телевидение и речь учителя. К аудити ...
Опытно-экспериментальная работа по выявлению современного
состояния патриотического воспитания военнослужащих
Изучая основные социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма, я использовал статистические, психолого-педагогические и социологические методы (БОУ, экспертные группы, индивидуальные глубинные интервью). Будучи по характеру количественно-качественными эти методы сниж ...