Работа по развитию речи детей в 5-8 классах подготавливает детей к итоговой аттестации в 9 классе.
Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений введена в рамках Федерального эксперимента по введению профильного обучения. Экзаменационная работа состоит из трёх частей :
1) сжатое изложение текста
2) выполнение 7 заданий тестового характера с выбором ответа и 14 заданий с кратким ответом
3) написание сочинения – рассуждения на лингвистическую тему или сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста.
Таким образом, работа по подготовке к выполнению третьей части должна помочь учащимся систематизировать все знания по рассуждению, повторить стилевые типы рассуждения. В рамках элективного курса можно провести работу по обобщению особенностей текста рассуждения. Можно предложить детям задания:
1) прокомментируйте проблему. Для проблемы можно подобрать цитаты, проблемные высказывания известных людей. Например,
«На свете счастья нет, а есть покой и воля» (А.С. Пушкин)
«Правда – горькое питьё, неприятное на вкус, на зато восстанавливающее здоровье» (О.де Бальзак)
«Быть может, тайна всей жизни не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что ты всё сделаешь»
«Где родился, там и пригодился» (Пословица).
Данная работа интересна и тем, что интересные цитаты могут использоваться в качестве аргументов в написании сочинения, они могут подбираться учениками и предлагаться для комментария одноклассникам.
2) Продолжите текст по вступлению
«Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?»
3) Выразите своё отношение к поставленной проблеме.
· Что такое свобода?
· проблема памяти о своих истоках, о своём детстве
· проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов;
В процессе преподавания русского языка в старшей школе необходимо учитывать объективные закономерности педагогического процесса в старших классах: усложнение тематики и проблематики общения, необходимость работы с текстами различных стилей и типов речи, потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией, представленной в различной форме, а также умениями, связанными с созданием собственного речевого высказывания. Поэтому необходимо обратить внимание на формирование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей.
В условиях классно-урочной системы текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств). Поэтому к тексту, по которому экзаменуемый пишет третью часть экзаменационного теста в ЕГЭ, предъявляются следующие требования:
текст должен соответствовать требованию «текстуальности» (внешней связности, внутренней осмысленности и т.п.);
текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого;
текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому он не должен быть слишком простым с точки зрения коммуникативного замысла автора и его реализации;
Педагогические заметки:
Организация молодежного досуга в УР
По данным мониторинга наиболее популярным способом свободного времяпровождения среди молодежи Удмуртии являются встречи с друзьями. Желание общаться, времяпрепровождение в кругу сверстников – характерная черта молодого поколения. Достаточно большой удельный вес в досуге молодежи занимает просмотр т ...
Основные направления работы педагога дополнительного образования по профессиональной
ориентации школьников
В общем направлении активизации профессионального самоопределения принято выделять следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее. Мы их опишем в контексте работы педагога дополнительного образования (ниже педагог ДО). Информационно-просветитель ...
Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания крестьян. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы. Существенным отличием ...