содержание текста должно давать возможность неоднозначной трактовки выпускником той или иной проблемы, поставленной в тексте;
текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного;
содержание текста не должно дискриминировать экзаменуемых по религиозному, национальному и другим признакам;
основная мысль может быть выражена в тексте как явно, так и эксплицитно;
текст может принадлежать к любому стилю и функционально-смысловому типу речи;
текст может быть образцом того или иного функционального или авторского стиля;
текст не должен быть перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, фактологическими и цифровыми данными;
объем текста – 300-400 слов.
Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, применения единого критериального подхода к оценке творческих работ учащихся.
Сочинение в рамках ЕГЭ представляет собой нормативную форму высказывания. Отсюда следует методическое решение: надо научить ученика тем этапам работы с текстом, которые позволят ему создать письменное высказывание, соответствующее всем предъявляемым требованиям.
Сочинение можно считать удачным, если в нем:
• правильно определена тема, поняты основные мысли исходного текста
определена и прокомментирована проблема;
• отражена позиция автора;
• высказана и аргументирована личностная позиция автора выпускника;
• работа композиционно логична.
Особое внимание уделяется и грамотности письма.
Результаты проведённой работы позволили определить направления работы над подготовкой к сочинению- рассуждению.
Первый этап этой работы – научить учащихся понимать смысл и оценивать форму исходного текста. Второй этап – выработать у учащихся умение выражать свое отношение к содержанию текста, к тем проблемам, которые затронуты в тексте, формулировать свою позицию, строить свое рассуждение таким образом, чтобы оно было композиционно стройным и цельным.
Итак, при подготовке к выполнению задания части С прежде всего необходимо познакомить учащихся с критериями оценивания сочинения и строить работу в соответствии с ними. Следует поработать над каждым критерием на отдельных уроках или же включить фрагменты в текущие уроки. Учащиеся должны чётко представлять себе, на что необходимо обратить внимание при написании работы. Учащимся можно предложить следующий алгоритм написания сочинения.
1. Выявления темы текста
2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту
3. Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов)
4. Собственное мнение по данной проблеме (теме)
5. Выводы
Модель написания сочинения-рассуждения
1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания). В формулировке проблемы можно использовать клише
… — вот тема, к которой обращается автор текста.
Эта статья о…
Автор обращается к актуальной теме — теме…
Этот текст о …
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
Проблема в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Предлагаем случаи управления.
Педагогические заметки:
Тест, как форма контроля знаний
Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся. Различают дв ...
Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного
возраста
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной си ...
Характеристика контингента и методов исследования
Исследование проводилось на базе детского центра развития «Вешняки» ВАО г. Москвы. В исследовании участвовали дошкольники в возрасте 5-6 лет. Всего обследовано 7 детей (4 девочки и 3 мальчика). Для реализации целей и задач исследования был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследов ...