Влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ

Информация о педагогике » Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста » Влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ

Страница 4

Таким образом, мы пришли к выводу о возможности положительного воздействия занятий ритмопластики на становление самосознания, образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста – в сензитивный период формирования системы представлений о себе.

Наше исследование проводилось на базе детского сада № 52, детского сада № 32 и детского сада № 57. В нашем исследовании проводилась работа с детьми в возрасте от 5 до 7 лет. Для детей старшего дошкольного возраста характерно накопление данных о своих возможностях благодаря личному опыту. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связи между индивидуальным опытом ребенка, информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, старший дошкольник получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Нами был организован констатирующий эксперимент по выявлению начального уровня сформированности самосознания старших дошкольников (60 человек), формирующий эксперимент в ходе которого была проведена работа по формированию самосознания старших дошкольников на занятиях ритмопластикой в ДОУ (30 человек) и контролирующий эксперимент по диагностике конечного уровня сформированности самосознания детей. Личность появляется с момента, когда субъект становится носителем отношений социального характера. При этом сензитивным периодом для формирования оптимальной модели личности является старший дошкольный возраст. Основным механизмом становления базовых оснований личности, по мнению Н.И.Непомнящей, является самосознание. Начальной формой сознания ребенком самого себя, является осознание им своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний.

Акимова М.К., Алехина Т.Н., Таратута Ж.В., Беляускайте Р.Ф., характеризуют образ-Я, его представление о себе через степень выраженности у него симптомокомплексов таких психических свойств, как самоконтроль, незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения, депрессивность, демонстартивность, инфантильность, общительность и самооценка.

Для диагностики начального уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп нами были использованы диагностическая методика изучения уровня самосознания Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А., оценивающая то, насколько дети старшего дошкольного возраста осознают свои желания, предпочтения, выделяют и фиксируют свою деятельность в сознании. С помощью диагностической методики изучения сформированности образа-Я и «самооценки» Абрамовой Г.С. производилась оценка наличия и характера представлений ребенка о себе, его ценностных суждений и пристрастий и уровень сформированности самооценки.

Также для диагностики представлений ребенка о себе через представление о своем физическом «Я» нами была использована рисуночная проба «Дом, дерево, человек».Методика проведения которой и психометрическая квалификация производилась по схеме, предложенной Беляускайте Р.Ф. По данной методике на основании рисуночной пробы «Дом, дерево, человек» нами была произведена оценка степени выраженности таких симптомокомплексов, как незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения и депрессивность.

В нашем констатирующем эксперименте участвовало 60детей – 30 детей в экспериментальной группе и 30 детей в контрольной. Через внеситуативно-личностную индивидуальную беседу мы выявили:

желания и предпочтения ребенка, его прошлые и будущие действия. В этой методике изучения уровня самосознания число и характер вопросов строго не фиксировались, они зависели от активности ребенка, от его отношения к беседе.

Результаты проведения индивидуальных бесед регистрирования в таблице «Осознания желаний и предпочтений старших дошкольников» по частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствие ответа, ситуативный ответ, индивидуальный предмет, виды деятельности или любимой игры и общение с совместной деятельностью (дети называют, что они хотели бы делать с близкими людьми вместе). А также регистрировались данные и в таблице «Осознание прошлых и будущих действий старшими дошкольниками» По частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствие ответа, стереотипное повторение одного ответа, перечисление режимных моментов, сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Профессионально - этическое воспитание
Профессиональная этика - система моральных норм и моральных принципов поведения людей в определенной профессии. Это и общие нормы нравственного поведения в их специфическом выполнении, а также особые нормы в определенном виде профессиональной деятельности. В правоохранительной деятельности имеют сп ...

Методы диагностики готовности к школьному обучению
Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление: 1) уровня психического развития; 2) наличия необходимых нав ...

Условия и пути организации творческой деятельности учащихся
«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться». Эти слова принадлежат известному советскому псих ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru