Спартанское воспитание

Информация о педагогике » Спартанское воспитание

Страница 2

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи».

Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться тер­пению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность .

О мальчиках заботилось государство. Нигде в древнем мире подобного не было. Поделив детей на группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами прибирались и наводили чисто­ту. Их воспитывали в закрытых полувоенных школах - своего рода «детских домах».

Детей подвергали зверской муштре, воспитывая в них выносливость, хитрость, жестокость, умение приказы­вать и повиноваться. И зимой, и летом мальчики ходили боси­ком, одетые в легкий хитон, до­ходивший им до колен. Кожа на ногах постепенно грубела, и они приучались лазить по горам бо­сиком. Надзирали за ними юно­ши 19-20 лет (ирены). «Кто из граждан не проходил всех сту­пеней воспитания мальчиков, - писал Плутарх, - не имел граж­данских прав».

Забавно, что во Франции в конце XIX века спартанское воспитание любили сравнивать с английским. Вот типичный журналистский пассаж: «Спартанцы при­держивались воспитания, которое мы назвали бы английским. Они не пеленали новорожденных детей, приучали их к изменениям тем­пературы, мыли их холодной водой и даже зимой не позволяли им кутаться».

Всех детей делили на отряды (агелы); в основном по шесть маль­чиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок. Британские археологи, проводившие раскопки в храме Ар­темиды Орфии, обнаружили многочис­ленные надписи, оставленные в честь мальчиков, одержавших победы на состязаниях, посвященных Артемиде. Если мальчик командовал отрядом, это указывалось в надписи.

Полномочия командира были дос­таточно широки. Остальные дети слу­шались его беспрекословно. По его приказу заготавливали дрова и овощи; он мог отстегать провинившегося маль­чишку. Наказывали любого, кто возра­жал, медлил. Так растили идеальных воинов (это была единственная про­фессия настоящего спартанца). В бою гоплит инстинктивно (!) не смел игно­рировать приказ; он подчинялся ему, как автомат. Ради этого в спартанцах с детства вырабатывался особый услов­ный инстинкт: «моментальное подчине­ние приказу».

Спартанцы воспитывались как послушники в монастыре, толь­ко в этом монастыре учились не молиться, а сражаться, не пробуж­дать в себе добро, а воспитывать воинскую доблесть, не помогать людям, а воевать с ними. Каста спартанцев была сродни рыцарско­му ордену, и, подобно монахам, они были ограждены от внешнего мира - от этой дьявольской напасти, противостоять которой было делом всей жизни и настоящего монаха, и истинного спартанца.

Сыновья знатных иностранцев, оказавших большие услуги Спар­те, тоже могли учиться в спартанской школе. Многие богатые и ари­стократически настроенные родители отправляли детей на воспи­тание в Спарту.

В школе приучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Все спортивные состязания и игры были подчинены одной цели - воспитывать в юношах солдат. С дет­ства спартанцы приучались владеть мечом, копьем и щитом. Во время игр выстраивались в фалангу. Подолгу занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и дротика.

Ежегодно между спартанскими юношами проводились состя­зания - своего рода «бои без правил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом, наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка - столкнуть против­ника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного- никаких правил «фейр-плэй». Запрещалось лишь при­менять оружие.

В этом «потешном сражении» юноши не щадили друг друга; еще меньше они будут жалеть противника. Как отмечают комментато­ры, подобные игры больше всего напоминали поединки гладиато­ров - жестокие, безжалостные бои.

Впоследствии, в римскую эпоху, когда Спарта превратилась в скромный, провинциальный городок, спартанские «бои без правил» стали популярным аттракционом. Очевидцами подобных игрищ были и Павсаний, и Цицерон, удивлявшийся тому, «с каким невероятным упорством (юноши) сражались кулаками, ногами, ногтями и даже зубами; они предпочитали погибнуть, чем признать поражение».

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Авторский проект образовательной программы
Практика является составной частью образовательного процесса в высших учебных заведениях культуры и искусства по специальности «Народное художественное творчество» и способствует реализации студентами приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Программа состоит из двух разд ...

Понятия воспитательное пространство и воспитательная система
Социальное пространство воспитательного процесса. Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствую­щее пространство. Воспитательный процесс как социально-психоло­гический феномен конструируется, располагается и разви­вается во вполне определен ...

Детский фольклор как народная педагогика
Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru