Управление образовательными системами

Страница 1

В педагогической на­уке и практике все более усиливается стремление осмыслить це­лостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере слож­ных социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направлен­ная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образова­ния Российской Федерации, управления образования края, обла­сти или города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая соци­альная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсис­темами более общей системы общеобразовательной школы. Таки­ми подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправлен­ное сознательное взаимодействие участников целостного педагоги­ческого процесса на основе познания его объективных закономерно­стей, направленное на достижение оптимального результата. Взаи­модействие участников целостного педагогического процесса скла­дывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и плани­рования, организации, контроля, регулирования и корригирова­ния.

Основные признаки государственного управления образователь­ными системами. Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государ­ственного к государственно-общественному управлению образо­ванием. Основная идея государственно-общественного управления об­разованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и сво­бод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведе­ний, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает преж­де всего, что в стране проводится единая государственная поли­тика в области образования, зафиксированная в законе Россий­ской Федерации «Об образовании», в редакции, введенной в дей­ствие в 1996 г. В соответствии с Законом сфера образования в Рос­сийской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международ­ной сферах связываются с успехами в системе образования. При­оритетность сферы образования предполагает также первостепен­ное решение материальных, финансовых проблем системы обра­зования. Организационной основой государственной политики и области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти России — Федеральным Собранием на определенный про­межуток времени. Федеральная программа является организаци­онно-управленческим проектом, содержание которого определя­ется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными результатов прове­денного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела - аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, зада­чи, этапы программной деятельности, и организационный, опре­деляющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ «Об образовании»:

• гуманистический характер образования, приоритет общече­ловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине;

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию
Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа — это то главное, что определяет содержания образа. Ребенка сл ...

Анализ взаимосвязи сформированности неречевых и речевых функций у детей изучаемой группы
Речевые и неречевые функции имеют тесную взаимосвязь. По данным М.И. Кольцовой морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторной и речевой зон головного мозга и вследс ...

Результативность опыта
Прогнозируемым результатом использования проблемного обучения является повышение внутренней мотивации к учебной познавательной деятельности, углубление уровня понимания учебного материала. На протяжении всего времени опыта я провожу анализ успеваемости и качества знаний учащихся. Если проанализиров ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru