Цель исследования – выявить уровень развития творческой активности старших дошкольников.
В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются не эффективными. Дети дошкольного возраста испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного, доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контроля, нам пришлось использовать различные методы исследования.
Рассмотрим каждую методику подробнее.
Методика 1. (автор Н.А.Ветлугина) Педагогическая диагностика проводится в форме контрольного занятия на основе декоративного рисования по мотивам городецкой росписи.
Цель – определить уровень развития творческой активности старших дошкольников, используя элементы городецкой росписи.
Материал. Плотная бумага (светло-коричневого цвета) в форме дощечки или блюда, краски, кисти, городецкие изделия.
Предварительная работа. Рассматривание городецких изделий. Рисование в альбоме для раскрашивания.
Модель занятия. Воспитатель просит детей найти в группе предметы с городецкой росписью. Спрашивает об особенностях узора (что нарисовано). Предлагает нарисовать цветы, похожие на городецкую роспись (если дети забыли, показывает прием рисования бутона). Дети самостоятельно украшают узором форму (выбирают силуэт дощечки или блюда). Все рисунки помещаются на стенд, дети их рассматривают.
Все ответы детей анализируются и фиксируются для дальнейшей обработки.
Выделяется три уровня развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста:
I уровень – ребёнок самостоятельно выполняет задуманное, проявляет умение выполнить узор путем наложения краски, передать характерное для городецкой росписи сочетание цветов, рисовать крупные и мелкие элементы узора.
II уровень – ребёнок выполняет задуманное с помощью воспитателя, но почувствовав, что у него получается, проявляет самостоятельность, передаёт характерное для городецкой росписи сочетание цветов, рисует крупные и мелкие элементы узора.
III уровень – ребёнок не проявляет активность, не заинтересован происходящим, сидит и ждёт помощи со стороны воспитателя, выполняет задание небрежно, не передаёт характерное для городецкой росписи сочетание цветов, не правильно рисует элементы узора.
Критерии оценок:
2 балла – ребёнок инициативу, умение справляться с заданием;
1 балл – недостаточно сформирована инициатива, справляется с заданием с помощью воспитателя;
0 баллов – не инициативе, проявляет нежелание заниматься творческой деятельностью.
Если дети набрали:
- от 7 до 8 баллов – высокий уровень умения использовать в своей работе элементы декоративно-прикладной росписи;
- от 5 до 6 баллов – средний уровень умения использовать в своей работе элементы декоративно-прикладной росписи;
- до 5 баллов – низкий уровень умения использовать в своей работе элементы декоративно-прикладной росписи.
Методика №1 была проведена в Д/с №2638в группе №3.
Таблица 1 - Уровни развития творческой активности детей
№ |
Имя ребенка. |
Увлеченность темой |
Способ создания худ образа |
Способ. К цветовоспроизведению |
Способность рационально применять технику (элементы) |
Владение техникой изображения. |
Знание основ цветовоспроизведения |
Общий результат |
1 |
Туманова Настя |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
2 |
Иванов Никита |
С |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
3 |
Погоров Миша |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
4 |
Комарова Полина |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
5 |
Пустовит Андрей |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
6 |
Ермакова Настя |
В |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
7 |
Калинина Ксюша |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
8 |
Спесивцев Никита |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
9 |
Ибишова Назрин |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
10 |
Вончагов Егор |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
11 |
Хомяков Артем |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
12 |
Докаев Мурат |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
13 |
Андреева Даша |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
14 |
Бембик Катя |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
15 |
Михайлов Миша |
В |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
Педагогические заметки:
Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...
Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени
На современном этапе развития начальное образование ориентировано на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит один из важнейших направлений развития общеобразовательной школы, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающихся определенной ...
Создание условий ДОУ для полноценной подготовки детей к обучению в школе
Центральной задачей подготовки детей к школе, наряду сохранением и укреплением здоровья, является обеспечение их своевременного полноценного психологического развития. Базовое звено дошкольного образования – ДОУ, модернизация которого предполагает достижение нового качества дошкольного образования: ...