Внеклассная работа и работа с родителями. Уже более 10 лет в нашей школе работают кружки вокально-хорового и сольного пения для учащихся разного возраста. Мы стараемся так организовать внеклассные занятия, чтобы учащиеся инициативно приобщались к музыке, осваивали ее выразительные возможности в создании музыкального образа. В процессе музыкальных занятий происходит развитие эмоционального отношения ребенка к миру, обществу, человеку, самому себе, развиваются индивидуальные вокальные и хоровые данные воспитанников. Воспитанники ежегодно принимают активное участие в жизни школы и города, традиционно выступают на фестивалях "Музыкальная мозаика", "С песней весело шагать…", "Конкурс патриотической песни" и др.
При этом одной из важнейших для нас задач является проблема, как заинтересовать родителей, сделать их партнерами, союзниками, показать им важность самореализации ребенка в творческой деятельности, в развитии личности ребенка. В течение нескольких лет нами регулярно проводятся совместные мероприятия с детьми и родителями. Именно совместные мероприятия вызывают наибольший интерес со стороны родителей и учащихся. Формы наших мероприятий разнообразны: встречи-концерты, конкурсы, викторины, музыкальные сказки, проектная деятельность, родители помогают изготавливать декорации и костюмы к музыкальным спектаклям. Главное условие при этом: принимать активное участие должны все - родители, ученики, педагоги.
Многие родители постепенно начали понимать, что музыка заставляет их детей задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает общую культуру, побуждает к реализации своего творческого потенциала. Учитель вместе с коллегами, родителями учащихся, самими детьми организует такую учебную среду, которая стимулирует естественные потребности детей в приобретении новых знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и педагогами.
При сочетании основного образования и дополнительных занятий и соответствующем использовании инновационных технологий школьники выходят на новый виток самореализации. В таком синтезе процесс обучения перестаёт быть каждодневной обязанностью учеников, он перерастает в увлечение, происходит целенаправленный процесс творчества своего "Я". Так не нарушается преемственность в преподавании предметов основного и дополнительного образования, дети получают мощное эмоциональное подкрепление своим знаниям, мобилизуются их творческие способности, о которых они могли не знать, а тем самым, повышается интерес к музыкальной деятельности.
Таким образом, анализ собственного опыта работы показывает, что специально организованная деятельность педагога по созданию условий формирования положительного отношения учеников к самореализации и умений ее осуществления в музыкальной деятельности, ситуации самооценивания и применения соответствующих творческих методов в учебном процессе и внеклассной работе успешно ориентирует учащихся на реализацию своих творческих возможностей в музыкальном искусстве.
Рассмотрение проблемы самореализации учащихся в музыкальной деятельности позволяет нам сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогических аспектов самореализации личности позволил уточнить сущность данного понятия. Нами были установлены общие положения, согласно которым самореализация является сугубо индивидуальным процессом и осуществляется субъектом в направлении "изнутри во вне". Рассматриваемый феномен инициируется внутренней потребностью и личностными ценностями индивида, проявляется в деятельностной форме его активности путем трансформации из репродуктивно-подражательной через поисково-исполнительскую в творческую. Самореализация раскрывает взаимодействие человека с внешним миром; содержит в основе сущностные силы и возможности; отслеживается личностью в динамике.
Самореализация учащихся представляет собой сознательный целенаправленный процесс взаимодействия субъектов с внешним миром, раскрывающий возможности школьников в деятельностной форме активности путем ее трансформации из репродуктивно-подражательной через поисково-исполнительскую в творческую.
Сущность самореализации учащихся в музыкальной деятельности состоит в том, что, благодаря сформированному у них педагогами умению последовательной активизации мотивационно-целевого, личностно-технологического и результативно-оценочного ее компонентов, у подрастающего поколения раскрывается творческий потенциал и реализуется естественная потребность в самовыражении посредством изменения доминирующей на занятиях позиции: учащийся-слушатель, учащийся-исполнитель, музыкант-творец.
Педагогические заметки:
Основные моменты проведения интегрированных уроков по биологии
на тему «Структурная организация живой клетки» в 9 классе
Изучая строение и состав клетки, школьники узнают, что они имеют сложное строение. В состав каждой клетки, а значит, и в состав каждого органа и всего растительного и животного организма в целом входят вещества из окружающей среды. При усвоении материала о физиологических процессах, протекающих в к ...
Программа формирующего эксперимента по влиянию на личностное становление
старших дошкольников занятий ритмопластикой
Целью программы своего формирующего эксперимента мы поставили выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние ритмопластики на личностное становление старших дошкольников на занятиях в ДОУ. Задачами программы психотренинга Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика», стоит: - развитие двигательны ...
Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной ...