Личностно-ориентированные педагогические технологии

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Личностно-ориентированные педагогические технологии

Страница 2

Следующий принцип системы Л.В. Занкова — ведущая роль теоретических знаний уже в начальной школе, которые выступа­ют ведущим средством развития школьников и основой овладе­ния умениями и навыками. Этот принцип был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников, поскольку современная психология не дает основания для такого вывода.

Данный принцип имеет место при изучении всех предметов. Но он не снижает значения формирования у младших школьни­ков умений и навыков. В системе обучения Л. В. Занкова формирование навыков происходит на основе полноценного общего раз-вития, на базе глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей.

Принцип осознания школьниками процесса учения вытекает из общепринятого дидактического принципа сознательности. Л. В. Занков, анализируя различные его трактовки (С. В. Иванова, М. Н. Скаткина, Н. Г. Казанского, И.И. Ганелина и др.), подчеркивал важ­ность понимания учебного материала, умения применять теорети­ческие знания на практике, признавал необходимость овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обоб­щения), важность позитивного отношения школьников к учебно­му труду. Все это, по мнению Л.В. Занкова, необходимо, но не достаточно. Важным условием развития школьника является то об­стоятельство, что процесс овладения знаниями и навыками высту­пает объектом его осознания.

Согласно традиционной методике, при прохождении таблицы умножения применяются разные приемы, способствующие ее за­учиванию. Это позволяет сократить сроки ее изучения и устранить многие трудности. По системе Л.В. Занкова учебный процесс строится так, чтобы школьник уяснил себе основания располо­жения материала, необходимость заучивания определенных его элементов.

Особое место в его системе занимает принцип целенаправлен­ной и систематической работы по развитию всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Л.В. Занков объяснял это тем, что на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных упражне­ний. Согласно традиционной методике эта мера необходима для преодоления неуспеваемости школьников. Опыт Л. В. Занкова по­казал обратное: перегрузка неуспевающих тренировочными зада­ниями не способствует развитию детей. Она лишь увеличивает их отставание. Неуспевающие не меньше, а более других учеников нуждаются в том, чтобы велась систематическая работа по их раз­витию. Эксперименты показали, что такая работа приводит к сдви­гам в развитии слабых учеников и к лучшим результатам в усвое­нии знаний и навыков.

Рассмотренные принципы были конкретизированы в програм­мах и методиках обучения грамматике, чтению, математике, ис­тории, природоведению и другим предметам.

Предложенная Л.В. Занковым дидактическая система оказа­лась эффективной для всех этапов процесса обучения. Однако, несмотря на ее продуктивность в развитии школьника, она оста­ется до настоящего времени нереализованной концепцией. В 1960-1970-е гг. попытки ее внедрения в массовой школьной практике не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались не­способными обеспечить новые программы соответствующими тех­нологиями обучения.

Ориентация школы в конце 1980-х — начале 1990-х гг. на личностно-развивающее обучение привела к возрождению этой кон­цепции.

Содержательное обучение. В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов В.В.Давыдова и Д. Б. Эльконина, который пытался установить роль и значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии раз­вития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произ­вольного управления поведением.

Исследованиями было также установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. Это означает, что оно не со­здает в работе с детьми необходимых зон ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в сво­ей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном воз­расте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, ути­литарная память и т.п.). Отсюда следует, что обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические но­вообразования.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Организация опытно-экспериментальной работы по эколого-экономическому образованию в учебной деятельности младших школьников
Экспериментальное исследование проводилось на базе средней школы №77 г. Ульяновска. Для проведения исследования было привлечено 30 учащихся вторых классов. Контрольную группу составили 15 детей 2 «Б» класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 2 «А» класса. Экспериментальное исследование п ...

Этапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования
Под профессиональным самосознанием мы подразумеваем систему представлений человека о различных сторонах своей личности в контексте профессиональной деятельности. Разумеется, основной акцент необходимо делать на подростковой и юношеской возрастных группах, но это не значит, что в начальной школе не ...

Целостность содержания народного воспитания
Дагестанские педагоги исследовали отдельные направления воспитания у народов Дагестана: трудового (Пашаева Р. М.), нравственного (Магомедова 3. М.), эстетического (Магомедов А. М.). Такой подход, на наш взгляд, нарушает принцип целостности содержания народного воспитания. Обращение только к одним н ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru