Категория цели воспитания в педагогике

Страница 1

Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как воспитательный процесс.

Осознанная цель задает импульс деятельности. Осо­знание высокой и благородной цели мобилизует все твор­ческие силы человека. Достижение цели порождает глу­бокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в том числе, профессионального.

Цель воспитания — ключевая категория педагоги­ческой науки. Ее выявление, формулировка, разработка — центральный момент создания педагогической концеп­ции.

Цель воспитания подрастающих поколений — преро­гатива государства, которое при широком участии науки и общественности формулирует ее как главный компонент своей педагогической политики. Что это значит в контекс­те управления функционированием и развитием образо­вательной культуры общества? Насколько демократично, современно такое положение? Государство обязано кон­ституировать, узаконить обеспечение экономических, пра­вовых и организационных условий достижения деклари­руемых воспитательных целей. Иначе говоря, на достиже­ние законодательно закрепляемых целей воспитания должны быть направлены все необходимые ресурсы об­щества при соответствующем контроле. Чем же опреде­ляется основная содержательная часть цели воспитания? Мировая и отечественная история образования свидетель­ствует о том, что содержательные параметры цели воспи­тания подрастающих поколений отражают уровни циви­лизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правитель­ства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Общий характер цели позволяет быть ей реализован­ной при самых разнообразных вариациях обстоятельств.

Цель как продукт идеальный (нематериальный) очень подвижна, динамична, так как порождается сознанием деятельного человека, постоянно взаимодействующего с изменяющимся миром и постоянно меняющегося самого. Опыт, знания, события, анализ, эксперимент обогащают человека, и потому он носитель динамичного сознания, и его цель в ходе деятельного движения к ней преобразует­ся постоянно и незаметно для самого субъекта. Педагогу кажется, что и "вчера", и "сегодня" он исповедовал еди­ную цель, но стороннее изучение профессиональной педа­гогической работы свидетельствует о том, что целевое со­держание его работы значительно изменяется. Динамич­ность жизни обусловливает динамичность цели. И тут не имеет значения, говорили мы об отдельном педагоге, как субъекте цели, или подразумевали, что субъектом цели вы­ступает общество в качестве совокупного субъекта.

Учет данной особенности феномена цели предписывает общий характер цели, так чтобы в ее динамической изменчи­вости она могла бы оставаться целью как таковой, а человек мог бы организовать свою деятельность как последователь­ное движение к запланированному результату.

Динамичность цели в воспитательном процессе про­сматривается особенно четко, так как развитие ребенка стремительно и от класса к классу в школе, от возраста к возрасту, конкретная цель воспитания должна была бы от­вергаться и заменяться другой, чтобы учитывать социаль­но-психологические новообразования растущей личности. Общий же характер цели как конечного результата позво­ляет сохранять преемственность возрастных достижений и варьировать индивидуальный образ "воспитанного человека".

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспита­ния, — обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливую форму­лировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в ан­тичные философские учения. В разное время в понятие всесто­роннего гармонического развития вкладывается различный смысл.

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания — формировании всесторонне и гармонически развитой лично­сти — потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы все­стороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допу­щенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Использование игры
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения. Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную дея ...

Игровые технологии
“Игровая технология”. Учебные занятия организуются так, чтобы каждый студент целенаправленно реализовал учебную деятельность в соответствии со своими образовательными потребностями. В экономическом образовании технологии, о которых мы ведем речь, носят название деловых игр. Имитационные игры являют ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru