Эколого-экономическое образование в учебной деятельности младших школьников как педагогическая проблема

Информация о педагогике » Педагогические возможности эколого-экономического образования в современной начальной школе » Эколого-экономическое образование в учебной деятельности младших школьников как педагогическая проблема

Страница 2

III этап предполагает решение таких вопросов, как подведение учащихся к осознанию изменений в собственном поведении, в своем моральном развитии; формирование умения видеть и оценивать изменения, происходящие в нравственном облике окружающих людей, способности за поступками улавливать проявления определенных нравственных качеств. Необходимо стимулировать самовоспитание учащихся начальных классов, способствовать формированию такого стиля взаимоотношений, при котором требовательность и принципиальность воспринимаются как проявление доверия и уважения к личности.

Логика организации эколого-экономического образования младших школьников предполагает также поэтапное использование его многообразных форм.

На первом этапе – это беседы, рассказы, лекции, доклады и т.п., в ходе которых сообщается определенный объем эколого-экономических знаний об экономической ответственности. Методика их проведения направлена на развитие внутренней активности учащихся. На последующих этапах используются уже диспут, конференция и т.п. В процессе их организации и проведения учащиеся начальных классов ставятся перед необходимостью осознать и выразить свое личное отношение к обсуждаемым вопросам эколого-экономического характера. На втором этапе – это дискуссии, диспуты, дебаты эколого-экономической направленности. На третьем этапе – практические занятия эколого-экономического характера.

На всех этапах организации эколого-экономического образования учащихся начальных классов важное место должна занимать работа, направленная на формирование у учащихся понятия об ответственности.

Общественная мораль усваивается школьниками, прежде всего, в виде знания общественных требований к поведению, существующих в специфической для морали понятийной форме. Понятия синтезируют в себе определенные знания, нормы, ценности, в них отражаются наиболее существенные признаки предметов. Следовательно, от уровня усвоения школьником сущности этических понятий зависит восприятие им явлений и фактов окружающей действительности, характер его отношения к ним, формирование определенных жизненных установок.

Вместе с тем практика работы школы, данные психологических и педагогических исследований, материалы, полученные нами в ходе опытно-поисковой работы, свидетельствуют о том, что проблема усвоения учащимися общенаучных и особенно эколого-экономических понятий является далеко не решенной.

Процесс усвоения учащимися эколого-экономических понятий – сложный и длительный, он требует от школьников более высокого уровня мышления, так как сами эколого-экономические понятия являются результатом абстрагирующей деятельности, мышления. В связи с длительностью этого процесса необходимо соблюдать определенные этапы и принципы преемственности в усвоении представлений и понятий.

Эколого-экономическое воспитание младших школьников создает также условия для возникновения здорового общественного мнения – сильнейшего средства воздействия на личность. Будучи непосредственно связанным с общественным сознанием, с уровнем его развития, общественное мнение рождается, вырабатывается, формируется вместе с развитием коллектива класса в процессе его разносторонней общественно значимой деятельности, в обстановке живого заинтересованного обсуждения моральных эколого-экономических норм и конкретных действий. При этом уровень обсуждения тех или иных вопросов, поступков, действий, характер вырабатываемых общественных оценок самым непосредственным образом зависит от уровня организации эколого-экономического образования учащихся начальных классов. В свою очередь, общественное мнение, сформировавшись, становится действенным и эффективным средством влияния на систему эколого-экономических взглядов и убеждений младшего школьника, на становление его нравственного облика.

Таким образом, эколого-экономическое воспитание младших школьников должно носить планомерный, целенаправленный характер, имеет четкую логику и структуру, оно должно обеспечивать вооружение всех учащихся начальных классов знанием сущности экономической ответственности как этической категории, форм ее проявления, способствовать формированию положительного отношения к данной нравственной эколого-экономической норме.

Страницы: 1 2 

Педагогические заметки:

Понятие и сущность социально-психологической дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов
дезадаптация социальный подросток педагог Одной из серьезных проблем переходного этапа развития общества является проблема детей и подростков, требующая разработки и внедрения новых социально-педагогических технологий, позволяющих совершенствовать процесс их социальной адаптации для обеспечения рав ...

Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих
Для более глубокого понимания взаимодействия компонентов данной системы необходимо исследовать феномен патриотизма, представляющий собой системно-комплексное качество личности, имеющее сложную структуру. Как уже отмечалось, патриотизм законодательно закреплен для военнослужащих как необходимое проф ...

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru