Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников

Информация о педагогике » Педагогические возможности эколого-экономического образования в современной начальной школе » Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников

Страница 2

Познание природы своего края позволяет в когнитивном опыте усилить восприятие тесной взаимосвязи процессов в природе, экономике и культуре, в эмоциональном опыте развивать чувство любви и осторожности в обращении с объектами природы, в практическом опыте ориентировать за экологически безопасный образ жизни.

3. Экологизацию содержания мы связываем не только с введением эколого-экономических терминов, но и с реализацией в программе мировоззренческой функции экологии. Экологи, как и экономика, приобрела статус мировоззренческой науки, определяющей состояние развития человека как индивидуума, человечества как элемента биосферы и самой биосферы в целом, стратегии перехода общества на путь устойчивого развития. В процессе изучения эколого-экономического краеведения ребенок учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учитывать границы допустимого воздействия на природу и необходимость ее сохранения и воспроизводства.

Открытость учебного содержания реализуется через незавершенность, нелинейность знаний, их проблематизацию. Элементы эколого-экономической культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила поведения в природе. Культура, воплощенная в продуктах человеческого творчества, порождается проблемами. Эколого-экономические факты сообщаются школьникам в неполном виде с тем, чтобы дать возможность для ее дополнения жизненным опытом учащихся. Знания не только последовательно наращиваются по определенным программой линиям благодаря сообщению учителя, но и возникают спонтанно, непредсказуемо, открываются самими учащимися в процессе наблюдений, экспериментирования, обмена мнениями. Особое внимание уделяется "ассоциативному познанию", когда при изучении какого-либо объекта природы затрагиваются не только эколого-экономические аспекты, но и самые разные, в том числе и периферийные по отношению к основной целевой линии. Задача учителя - найти "точки соприкосновения" во всем многообразии информации, выявить логическое ядро. Включение в содержание противоречивых фактов и сведений побуждает ребенка мыслить, высказывать предположения, создавать свою модель, объясняющую мир.

Традиционное содержание курса природоведения направлено на изучение безличных объектов природы, выявление их значения в хозяйственной деятельности человека. В программе "Эколого-экономическое краеведение" содержание переводится на личностно значимый уровень. Самобытный опыт (образ мира) ребенка складывается задолго до обучения и служит источником развития творческой индивидуальности. Непосредственный опыт близок детям, позволяет интуитивно предсказывать, прогнозировать развитие событий, создает психологический фон для включения в организованную познавательную деятельность. Поэтому важно научить ребенка объяснять накопленный опыт, формировать субъектное восприятие и отношение к окружающему через понимание потребностей всего живого как своих личных.

4. Открытая образовательная модель предполагает интеграцию учебной информации и способов ее ввода в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия детей. Освоение ребенком окружающего мира осуществляется разными способами: по перцептивному каналу через восприятие информации в процессе наблюдений в природе, использование изобразительных пособий, видео-, теле- и мультимедиа; по практическому каналу через непосредственное практическое взаимодействие с объектами природы, экспериментирование; по когнитивному каналу через анализ вербальной информации, мысленное моделирование; по коммуникативному каналу через творческое общение со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Телекоммуникационные проекты: организация и проведение
Пришло время рассмотреть вопрос о специфике телекоммуникационных проектов. Мы успели ознакомиться с компьютерными телекоммуникациями и с глобальной сетью Интернет. Теперь вам знакомы возможности этой сети и телекоммуникаций, которые могут быть с успехом использованы в педагогическом процессе; вы зн ...

Понятие и виды воображения
Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, В.Г.Казакова и Л.Л.Кондратьева и др.). Согласно М.В.Гамезо и И.А.Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в ...

Достоинства и недостатки тестирования
тестовый контроль учащийся Одним из недостатков тестового метода контроля знаний студентов является то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большая кропотливая работа. Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные, хотя бы ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru