Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников

Информация о педагогике » Педагогические возможности эколого-экономического образования в современной начальной школе » Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников

Страница 2

Познание природы своего края позволяет в когнитивном опыте усилить восприятие тесной взаимосвязи процессов в природе, экономике и культуре, в эмоциональном опыте развивать чувство любви и осторожности в обращении с объектами природы, в практическом опыте ориентировать за экологически безопасный образ жизни.

3. Экологизацию содержания мы связываем не только с введением эколого-экономических терминов, но и с реализацией в программе мировоззренческой функции экологии. Экологи, как и экономика, приобрела статус мировоззренческой науки, определяющей состояние развития человека как индивидуума, человечества как элемента биосферы и самой биосферы в целом, стратегии перехода общества на путь устойчивого развития. В процессе изучения эколого-экономического краеведения ребенок учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учитывать границы допустимого воздействия на природу и необходимость ее сохранения и воспроизводства.

Открытость учебного содержания реализуется через незавершенность, нелинейность знаний, их проблематизацию. Элементы эколого-экономической культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила поведения в природе. Культура, воплощенная в продуктах человеческого творчества, порождается проблемами. Эколого-экономические факты сообщаются школьникам в неполном виде с тем, чтобы дать возможность для ее дополнения жизненным опытом учащихся. Знания не только последовательно наращиваются по определенным программой линиям благодаря сообщению учителя, но и возникают спонтанно, непредсказуемо, открываются самими учащимися в процессе наблюдений, экспериментирования, обмена мнениями. Особое внимание уделяется "ассоциативному познанию", когда при изучении какого-либо объекта природы затрагиваются не только эколого-экономические аспекты, но и самые разные, в том числе и периферийные по отношению к основной целевой линии. Задача учителя - найти "точки соприкосновения" во всем многообразии информации, выявить логическое ядро. Включение в содержание противоречивых фактов и сведений побуждает ребенка мыслить, высказывать предположения, создавать свою модель, объясняющую мир.

Традиционное содержание курса природоведения направлено на изучение безличных объектов природы, выявление их значения в хозяйственной деятельности человека. В программе "Эколого-экономическое краеведение" содержание переводится на личностно значимый уровень. Самобытный опыт (образ мира) ребенка складывается задолго до обучения и служит источником развития творческой индивидуальности. Непосредственный опыт близок детям, позволяет интуитивно предсказывать, прогнозировать развитие событий, создает психологический фон для включения в организованную познавательную деятельность. Поэтому важно научить ребенка объяснять накопленный опыт, формировать субъектное восприятие и отношение к окружающему через понимание потребностей всего живого как своих личных.

4. Открытая образовательная модель предполагает интеграцию учебной информации и способов ее ввода в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия детей. Освоение ребенком окружающего мира осуществляется разными способами: по перцептивному каналу через восприятие информации в процессе наблюдений в природе, использование изобразительных пособий, видео-, теле- и мультимедиа; по практическому каналу через непосредственное практическое взаимодействие с объектами природы, экспериментирование; по когнитивному каналу через анализ вербальной информации, мысленное моделирование; по коммуникативному каналу через творческое общение со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Роль решения задач в процессе обучения физике
В последнее время наблюдается тенденция усиления внимания к решению задач при обучении физике, и им отводится значительная часть курса. Решение задач выступает и как цель, и как метод обучения. Метод решения задач с успехом используется учителями при изложении нового учебного материала и его закреп ...

Значение коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников
Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков. Для этого мною были проанализированы работы различных авторов по данной проблеме в процессе изучения английского языка. Основной вопрос, волнующий психологов разных стран, – роль общения с ...

Теоретические предпосылки повышения эффективности систем патриотического воспитания военнослужащих
Начало советского периода российской истории характерно полным "сломом" системы воспитания патриотизма военнослужащих. В новых условиях она была заменена системой интернационального, классового воспитания, которая действовала до 1940 года. Неудачи войск в советско-финской войне, нарастани ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru