Здесь учебная задача заключается в том, что активность ребенка направляется на овладение способами действия, а не на достижение практических результатов.
Полноценная деятельность в данном случае возможна лишь при контроле самим ребенком выполнения задания (сличение с образцом, соотнесение с вербальной инструкцией). В завершение проходит оценка результатов деятельности. Следовательно, эти упражнения содержат все компоненты учебной деятельности и имеют большую дидактическую ценность.
В качестве примера приведем два типа упражнений, моделирующих учебное задание, которые в большей степени способствуют развитию того или иного аспекта поведения детей.
Работа с образцом
"Выкладывание елочки". У детей формируется умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и одновременно ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.
Для упражнения потребуются елочка из наклеенных на лист трех треугольников зеленого цвета (32х16х8 см) и коричневый прямоугольник (ствол).
Педагог дает ребенку инструкцию:
— Рассмотри хорошенько, как составлена эта елочка, и сделай такую же. Вот тебе фигурки и листок бумаги.
Причем педагог предлагает два набора фигурок, а елочку нужно сложить одну.
Затем ребенку задаются вопросы: "Тебе нравится твоя работа?"; "А почему она тебе нравится?"; "У тебя получилась точно такая же елочка?"; "Почему ты так считаешь?"; "Расскажи, как нужно делать такую же елочку, какие нужно соблюдать правила при этом".
Выполнение гадания по словесной инструкции
"Рисование домика лесника". У детей формируется умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители; развивается умение программирования предстоящей деятельности по вербальной инструкции.
Педагог предлагает ребенку:
— Нарисуй домик лесника на полянке. Домик маленький, яркий, его видно издалека. Ты его можешь нарисовать, как тебе хочется, но запомни, что нужно нарисовать обязательно. Запоминай: крыша у домика красная; сам домик желтый; дверь у него синяя; около домика скамейка, она тоже синяя; перед домиком две маленькие елочки, одна елочка за домом. Вокруг дома можешь нарисовать зеленую траву и вообще, что захочешь.
Инструкция дается дважды. Затем ребенку предлагается повторить ее про себя и только после этого начать рисовать.
По окончании работы педагог задает вопросы: "Тебе нравится твой рисунок?"; "А почему он тебе нравится (не нравится)?"; "У тебя все правильно, что обязательно нужно было нарисовать? Почему ты так считаешь?"; "Повтори, пожалуйста, задание, которое было тебе дано"; "У тебя все так нарисовано?"
К моменту кризиса 7-ми лет игра исчерпывает свои возможности по созданию зон ближайшего развития, служащих механизмом психического развития при условии, что ребенок прошел все ступени развития детской игры от манипулятивной до игры по правилам.
Таким образом, включение игр, способствующих повышению коммуникативных возможностей детей с речевыми нарушениями, в логопедическую работу создает достаточный уровень психологической готовности к школьному обучению.
Педагогические заметки:
Содержание логопедической работы по формированию моторных функций у детей
экспериментальной группы
Развитие речи тесно связано с состоянием наших моторных функций. У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. У дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, общая моторная н ...
Детское
творчество, его основная задача
Детское творчество присутствует в нашей действительности повсюду: на асфальте улиц, на заборах, на стенах домов; работы детей хранят в школах, семьях и музеях, их печатают в книжках и журналах. Многие люди, давно простившиеся со своим детством, сберегают их в своих личных архивах. Кто бывал на выст ...
Методы педагогической коррекции тревоги у детей с умственной отсталостью
Как мы уже сказали выше тревога является эмоцией, однако для того что бы скорректировать высокий уровень тревожности у детей с умственной отсталостью в степени дебильность необходимо проводить коррекционную работу в разных направлениях: корректировать эмоционально-волевую сферу ребёнка, его характе ...