Патриотическое воспитание на уроках литературы

Страница 9

Можно провести небольшую викторину по «Заветам отца» с целью проверки: внимательно ли они читали текст (перед беседой по содержанию):

Сколько лет старику, который рассказал Горькому эту историю? (56)

Сколько лет было отцу и ему, когда произошла эта история? (40 и 16)

Как называется профессиональная болезнь рыбаков? (Ревматизм)

Разбойник честнее чего? А люди честнее чего, по выражению старика? (Разбойник честнее ветра, а люди честнее стихии).

Пеццони – это что? (Это тонкая и вкусная рыба с розовыми плавниками).

Как ещё называют пеццони? (Её называют ещё «коралловой рыбой», потому что она водится там, где есть кораллы, т.е. очень глубоко).

Что представляет собой барка? (Маленькая лодка).

Киль у барки – это где? (Нос)

Люди, которые ведут опасную жизнь, какие, по выражению Горького? (Добрые)

Что ответил отец сыну на слова: «Время ли тебе учить меня? На земле ты не делал этого.» (На земле я не чувствовал смерти так близко).

Цикада – это кто? (хоботное прыгающее насекомое, самцы которого издают характерные стрекотания).

Кто знает старый моряцкий завет? (один за всех, и все за одного)

Продолжите сравнения из «Заветов отца»

– наша барка хрустит как что? (точно орех под каблуком сапога)

– рёбра скал острые как что? (как ножи, как когти дьявола)

– ветер срывал верхушки волн и кропил нас, как кто? (точно священник, только с лучшим усердием и совсем не для того, чтобы смыть наши грехи).

– Описывая бурю на море, рыбак сказал, что они были как пара кого? В стае какой? (точно пара кроликов в стае белых псов, отовсюду скаливших зубы на нас).

– Ветер выл как кто? (Как зверь)

Примечание для словарной работы

Если кто-то из детей полюбопытствует, а какие ещё значения есть у слова очерк (ведь учитель сказал, что их 4.)

Контур, очертание (Туманные очерки предметов)

Словесное изображение, описание (устар.), (Очерк характера Молчалина)

Изложение какого-то материала, дающее общее представление об описываемом (Составьте очерк развития русской поэзии).

Небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания.

В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках русского языка и литературы по патриотическому воспитанию. Что бы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать патриотизм в сердцах учеников.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека. Итак, мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с защитой человека.

Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Педагогические заметки:

Литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти
Литература - уникальный вид искусства, и ни один видеофильм или компьютерная игра не заменит общения с книгой. Учеников необходимо учить любить художественное слово, ценить искусство. Как сформировать читательскую активность? Как развить у учеников качества настоящих читателей, умения видеть и цени ...

Понятие и сущность социально-психологической дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов
дезадаптация социальный подросток педагог Одной из серьезных проблем переходного этапа развития общества является проблема детей и подростков, требующая разработки и внедрения новых социально-педагогических технологий, позволяющих совершенствовать процесс их социальной адаптации для обеспечения рав ...

Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка с помощью наглядных пособий
Умение использовать наглядность принадлежит к умениям, которые могут легко варьироваться по отношению к разным объектам деятельности, т.е. является обобщённым общеучебным умением. Однако обобщённые умения формируются не сами по себе, а одновременно с предметными умениями. В частности на уроках русс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru