Основная задача обучения и воспитания в процессе аппликации – приобретение детьми умений передавать впечатления о явлениях и предметах при помощи выразительных образов. Приобщая детей к художественному творчеству, учитель воспитывает у них эстетическое отношение к окружающему миру, способствовать накоплению эмоциональных переживаний, создать индивидуальные способности, интересы, склонности .
Невозможно обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как обобщение, сравнение, анализ, синтез. Способность анализа развивается от более грубого и общего различения до более тонкого. Познание свойств предметов, приобретаемое опытным путем, закрепляется в сознании.
На занятиях по аппликации развивается и речь детей: название и усвоение форм, оттенков цветов, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдения за предметами, при обследовании построек, предметов, также при рассматривании иллюстраций, репродукций оказывают благотворное влияние на формирование речи и расширения словарного запаса.
Рассмотрим, что представляет собой структура занятия по аппликации:
-Вводная часть. Требуется вызвать у детей интерес к процессу, используя при этом стихи, художественные слова, загадки. Именно в вводной части осуществляется мотивация детей.
- Основная часть. В практической части происходит:
- развивается восприятие формы, цвета, времени, пространства, величины;
- формируются главные свойства внимания, увеличивается объем памяти; осуществляется формирование логическое мышления и развитие наглядных форм мышления;
- развиваются творческие способности ребенка, воображение, гибкое нестандартное мышление;
- формируется речь, происходит пополнение, уточнение и активизация словарного запаса;
- развивается мелкая моторика руки;
- формируются коммуникативные способности и навыки контроля повеления;
- осуществляется развитие уверенности в себе, положительной самооценки.
- Заключительная часть. Происходит сравнение работ, похвала.
На занятиях аппликацией решаются проблемы развития эстетических чувств, а также сенсорного развития детей:
- формирование системы перцептивных действий;
- развитие всех видов восприятия (слухового, зрительного, тактильно-двигательного, восприятие времени и пространства);
- развитие целостности, устойчивости и обобщенности восприятия;
- формирование межсенсорных связей, зрительно-моторной координации перцептивные операции;
- развитие скорости и дифференцированного восприятия объектов и явлений окружающего мира;
- формирование умений обозначать перцептивные действия и сенсорные признаки словом.
Задачи сенсорного восприятия должны осуществляться с учетом определенной поэтапности и последовательности.
Развитию сенсорного восприятия способствуют и операции по обработке бумаги:
- сгибание;
- резанье;
- обрывание и разрывание;
- наклеивание.
Итак, аппликация содействует развитию наглядно-образного мышления и сенсорному восприятию.
Для того чтобы сделать аппликацию, ребенку нужно провести разметку. Различают такие виды разметки на бумаге:
- сгибанием;
- на глаз;
- по шаблону;
- по трафарету;
- через копировальную бумагу;
- на просвет.
Для нравственного воспитания занятия аппликацией имеют и следующее значение: воспитывается потребность доводить начатое дело до конца, заниматься сосредоточенно и целенаправленно, преодолевать трудности, помогать товарищу и т. д.
Изобразительная деятельность применяется для воспитания у детей справедливости, доброты, для углубления благородных чувств, возникающих у них. Чтобы создать аппликацию, необходимо приложить усилия, совершить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Поначалу у детей с ЗПР возникает интерес к движению кисти или карандаша, к следам, оставленным на бумаге, позже появляются новые мотивы творчества - сделать определенное изображение, получить желаемый результат.
Педагогические заметки:
Педагогические условия самореализации учащихся в
музыкальной деятельности
Принимая во внимание факт значимости роли самого субъекта в протекании процессов "само" считаем учесть и положение об объективной их внешней заданности, определяющей в каком пространстве/среде, где, при помощи каких способов и при влиянии каких факторов происходит данный процесс. Это прив ...
Начальные и средние школы
Обучение в основном обязательно для детей от 6 или 7 и до 15 или 16 лет, в зависимости от провинции, в которой они живут, и бесплатно до окончания ими средней школы. В начале 1990–х в Канаде было более 16000 начальных и средних школ с общим числом учеников примерно в 5,3 миллиона. В начале1990-х Ка ...
Использование народной педагогики в современной социально-педагогической
практике
Для того, чтобы прогрессивный опыт народной педагогики повсеместно работал на возрождение духовной и материальной культуры народов Дагестана, нужно оживить его во всех сферах народного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения: в семье и по месту жительства, в школе, дошкольных учр ...