Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов, регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:
• только наблюдение представляет возможность судить о многих деталях живого педагогического процесса в их динамике; оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;
• наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;
• в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях как, например, при анкетировании);
• наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса) .
Педагогический эксперимент – является фундаментом для любого исследования, проводимого в области педагогики. Он характеризуется тем, что является запланированным вмешательством человека в изучаемое явление.
Контрольные испытания (тестирования)- проводятся с помощью контрольных упражнений, или тестов. Контрольные испытания помогают: выявить уровень развития двигательных качеств, оценить степень технической и тактической подготовленности, сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп, выявить преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятия.
Использовались следующие тесты:
Быстрота, скоростная выносливость и ловкость, связанные с изменением направления движений и чередованием ускорения и торможения оценивались при помощи челночного бега 5 раза по 10 метров.
Динамика силы мышц нижних конечностей оценивалась при помощи прыжка в длину с места толчком двух ног.
Метание набивного мяча из-за головы сидя (вес мяча 1 кг)
Общая и скоростная выносливость определялась временем бега на 1500м
Математико-статистическая обработка данных – обработка проводилась с помощью статистических формул.
В статистической обработке определялись следующие показатели:
1. Вычислялась средняя арифметическая величина по формуле:
;
где - знак суммирования;
n - число вариант;
х – полученные в исследованиях значения (варианты).
Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать и оценивать группы изучаемых явлений в целом.
2. Вычислялось среднее квадратичное отклонение по размаху (Н.А.Толоконцев,1961; и др.) по формуле:
;
где - наибольшее число вариантов;
- наименьшее число;
К – табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха (Б.А.Ашмарин, 1978).
Педагогические заметки:
Система работы по развитию мыслительных операций у детей 6–7
лет с нарушениями зрения
Мыслительные операции детей 6–7 лет с нарушениями зрения подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, как и мышление нормальновидящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышле ...
Профессиональная консультация учащихся педагогом дополнительного
образования
В широком смысле слова профконсультация – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности. Можно выделить три этапа в работе педагога ДО по профконсультации [7, c. 98]: 1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осозн ...
Компетентностная программа дисциплины «Введение в научно-исследовательскую
деятельность»
Проблема повышения качества высшего образования в настоящее время тесно соотносится с разработкой основных образовательных программ и программ по дисциплинам. Поэтому естественно, что компетентностные инновации, прежде всего, находят свое отражение именно в образовательных программах. В главе 1 (пу ...