В решении проблемы совершенствования системы физического воспитания детей школьного возраста первостепенное значение приобретает творческое использование прогрессивных традиций физического воспитания, выявление новых источников для пополнения и обогащения существующего состава средств физического воспитания.
Необходимость разработки этой программы обосновывается следующими мотивами:
слабостью материальной базы и нехваткой специалистов по физическому воспитанию;
значительным снижением физической подготовленности и интереса учащихся к урочным и внеурочным формам физического воспитания;
Данная программа преследовала решение следующих задач:
Оздоровительные – формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения, расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей.
Образовательные – формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, расширение двигательного опыта посредствам усложнения ранее освоенных движений и овладение новыми.
Воспитательных – главной задачей является воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям; воспитание физических, нравственных, интернациональных качеств; воспитание силы, воли, устойчивости, выдержки, самостоятельности, эстетических и духовных потребностей; проявления инициативы, настойчивости.
Современная теория физического воспитания определяет игры как действенное педагогическое средство и рекомендует обратить внимание , прежде всего, на содержание игр, поскольку от этого зависит их воспитательное значение.
Игра – это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные стороны жизни, получают значительную информацию. Игра способствует развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Ребенок постоянно стремится к деятельности и удовлетворяет эту потребность в игре (60).
Занятия спортивными и подвижными играми со школьниками различных возрастных групп имеют существенные различия при определении задач, в выборе средств и методов организации занятий учащихся.
Несмотря на повсеместную популярность командных видов спорта, учащиеся средней школы не должны заниматься только ими в ущерб таким видам физической активности как гимнастика, различные упражнения на снарядах и со снарядами, акробатика. Специалисты многих стран считают, что хорошо спланированная программа физического воспитания должна включать не только спортивные игры, но и упражнения развивающего характера.
Обучение техническим приемам волейбола на уроках физической культуры строилось в следующей последовательности: подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а так же органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема; подводящие упражнения, которые служат для овладения техникой приемов в целом или его отдельных элементов; упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт; совершенствование технического приема в учебной игре.
Обозначенная последовательность обучения достигалась благодаря продуманному подбору упражнений и системе специальных заданий, которые ставились перед учащимися в игре.
В подготовительной части урока игровой направленности решались задачи кроссовой подготовки, а так же формировались легкоатлетические умения и навыки. Например, старт группой, передвижение по твердому и скользкому грунту, преодоление препятствий на местности наступая, перешагивая, прыжком и т.д.
В начале основной части урока все ученики, без исключения, выполняли упражнения с мячами, овладевая техникой новых элементов игры или закрепляя ранее изученный материал. Примерно 50-60 % основной части урока отводилось на закрепление и совершенствование пройденного материала в учебной или двусторонней игре при условии освоения основных технических приемов. Все ученики делились на 4 команды. Две команды играли, а остальные в это время выполняли упражнения, направленные на развитие двигательных качеств и формирование умений и навыков, сдавали контрольные нормативы. Причем, если четверть гимнастическая или легкоатлетическая, то и упражнения на уроке физической культуры в этой четверти подбирались аналогичные, а если игровая, то и средства использовались игровые. Например, пока с двумя командами на волейбольной площадке проводилась учебная или двусторонняя игра, остальные учащиеся прыгали в длину с разбега способом согнув ноги или отрабатывали стартовый разгон.
Педагогические заметки:
Обучение как сотворчество учителя и ученика
Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и опосредован ...
Вопросы развития специального образования
В последнее время активизировался интерес к доступности профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основной причиной подобного внимания стал низкий уровень занятости этой категории населения в условиях рыночной экономики. Из 11 миллионов инвалидов в Российской Ф ...
Роль решения задач в процессе обучения физике
В последнее время наблюдается тенденция усиления внимания к решению задач при обучении физике, и им отводится значительная часть курса. Решение задач выступает и как цель, и как метод обучения. Метод решения задач с успехом используется учителями при изложении нового учебного материала и его закреп ...