Таким образом, современные сказочные персонажи своим поведением как бы утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы. Но на прилавках магазинов игрушек покемонов можно встретить в виде . игрушек для купания маленьких детей, наряду с традиционными уточками, мячиками, лодочками и т.п.
Родителям стоит задуматься: Можно ли ожидать проявления у ребенка, играющего с монстрами, чудовищами, трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому? Не нарушается ли при этом логическая цепочка «общество - игрушка - ребенок»?
Поиграть сейчас есть во что. Только вот матрешки и игры типа "сделай сам" сиротливо стоят на самой верхней полке. А конструкторы сложнее "Лего" задвинуты в дальний угол. Почему? Да потому что в современном мире у детей уже совсем другие игры. Давайте рассмотрим особенности современных детских игр.
Раньше в детском садике у детей были простые понятные игры: парикмахерская, магазин, больница, кукольный театр, автогонки. Дети учились шнуровать игрушечные ботиночки, собирали пирамидки, конструкторы. В наше время изменились и игры, и дети. Мальчики не расстаются с машинками «иномарками», оснащенными различными техническими новшествами. Девочки приносят в садик говорящих и поющих кукол. И у всех детские мобильники. Современные дети не знают, как можно целый день забавляться, играя в мяч или прыгая через скакалку с подругами. Им не по душе огромные пластмассовые пупсы и солдатики, а красавица – Барби кажется им одной из самых скучных и совершенно бесполезных игрушек.
Их уже не так привлекают развлечения во дворе с шумной толпой сверстников и капустники или самодельные концерты вечером перед толпой соседей.
В школе у детей свои развлечения: тамагочи, тетрис, мобильные телефоны. Мобильный телефон – главная забава школьника. Например, дети любят ставить телефоны на вибровызов рядом, и чей мобильник упадет первым, тот и проиграл. Компьютерные игры – еще одна наболевшая тема. А как же старые добрые детские забавы: догонялки, камень-ножницы-бумага, стеночки, горячая картошка и т.д.? Современность диктует свои условия. Родители бывают настолько заняты, что иногда совсем не обращают внимания на ребенка. И не удивляйтесь, если ваш ребенок играет в изнасилование, убийство или на деньги. Совершенно изменились сюжеты ролевых игр. Предлагаем рассмотреть их особенности.
Рома и Лена в детском саду увлечены такой игрой: Лена забирается в игрушечный домик из ткани, а Рома начинает пинать его стены ногами, бросать сверху большие игрушки и прочими подручными средствами разрушать дом. Лена начинает кричать: "Спасите, я умираю!" - и делает вид, что умерла, когда ее домик достаточно завален игрушками. Дети повторяют эту игру несколько раз. Затем их фантазия создает новый поворот сюжета: когда домик завален игрушками, Рома из агрессора, разрушающего постройку, вдруг превращается в героя. Он кричит: "Не бойся, я тебя спасу!" - затем начинает разгребать игрушки, раскидывая их в разные стороны, и вытягивает Лену за руки наружу. Радостная Лена бросается ему на шею и говорит, что теперь согласна выйти за него замуж.
Очевидно, первоначальный сюжет игры возник у детей после страшных событий - взрыва террористами жилых домов. О таких пугающих фактах дети могут узнавать из обрывков теленовостей, из разговоров взрослых, хотя, как правило, те стараются отгородить малышей от такой информации. Увиденное или услышанное наверняка вызвало у них много тревожных фантазий, а значит, необходимость как-то совладать с ними.
Дети не могут просто забыть то, что вызвало у них негативные эмоции, но и просто принять это они тоже не в состоянии. Им необходимо проработать новую информацию, справиться со своей тревогой, добиться ощущения, что они контролируют ситуацию. Как они могут достичь этих целей? Конечно, посредством игры.
Сначала они воспроизводят в игровом сюжете только те внешние аспекты страшного события, которые они восприняли в силу своего возраста. Поэтому поначалу их игра проста и жестока: человек в домике, другой человек разрушает этот дом, и первый погибает. При этом Рома увлеченно исполняет роль террориста: он яростно стучит ногами по стенам, находит все новые игрушки и с силой их швыряет. Но можно ли однозначно считать, что Рома выбрал агрессивную роль, следуя своим деструктивным потребностям, что это свидетельство его агрессивности? Вряд ли.
Обратите внимание на несколько деталей данной игры.
Во-первых, это - сюжетная игра, в которой действия партнеров довольно слажены. У агрессора в игре есть помощница - добровольная жертва. Если бы роль жертвы выполнял мальчик, то партнеры наверняка бы менялись ролями. Но в закреплении роли агрессора за мальчиком, а роли жертвы за девочкой есть дополнительный игровой смысл - отработка социальных стереотипов поведения (мужской активности и женской пассивности), хотя не в самой позитивной форме. Как мы видим, именно эта линия развития игры взяла вверх впоследствии.
Педагогические заметки:
Тематическое планирование на весь учебный год
Для чёткой и правильной организации учебного процесса, а также для подготовки урока производственного обучения, успешного использования средств обучения, для правильной организации материально-технического оснащения используется планирование производственного обучения. Мастер производственного обуч ...
Профессиональная деятельность педагога в рамках
компетентностно-ориентированного образования
Проблема формирования профессиональной компетентности учителя решается исследователями с позиции различных подходов: системного, аксиологического, технологического, деятельностного, профессионально-личностного, компетентностного, контекстного и др. Каждый из подходов, являясь типом научного познани ...
Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников
В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальтпсихологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Коффке, похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. ...