Часто телевизор включается утром, и "под него" проходит вся жизнь: сериал сменяется новостями, потом – какими-то проблемными передачами, авторскими программами, потом опять новости, другой сериал, какое-нибудь шоу, "Поле чудес", боевик – вот и день прошел .
Ребенок находится тут же, впитывая восприимчивой душой ту пищу, которую навязывает ему домашний идол – "голубой экран". Потребляя ее без разбора, телезрители постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются.
Но в последние годы у телевизора появился конкурент – компьютер. Но компьютер – всего лишь машина, дело рук человеческих. И, как из всякой вещи, из него можно сотворить идола – таковым он, впрочем, и является для некоторых программистов. Так же, как другие порождения технического прогресса, сам по себе он не плох и не хорош. Тем или другим его может сделать человеческая воля…
Ведь даже таким простым и полезным инструментом, как лопата, можно убить человека. В наши дни уже не обойтись без использования компьютера практически во всех сферах общественной жизни. И все же хотелось бы, чтобы дети держались от этих умных машин подальше. Вредное воздействие их на физическое здоровье человека не подлежит сомнению. И никакие защитные экраны не предохранят полностью от губительного облучения.
Недаром во всем мире установлены временные нормы работы за компьютером. Медики хорошо знают, что у всех компьютерщиков сильно понижен уровень лейкоцитов в крови – значит, повреждена защитная функция организма, ослаблена сопротивляемость заболеваниям. Но, помимо вреда телесному здоровью, компьютер может нанести вред и человеческой душе, особенно детской. Компьютер не только вспомогательный инструмент в разных видах человеческой деятельности – на нем можно играть. Тут не нужны товарищи – твоим товарищем-партнером является машина, т. е. компьютер: ты играешь на нем, в него и с ним.
Часто попытки родителей оторвать сына или дочь от игры завершаются страшными скандалами, истериками, припадками – такова сила азарта. Отвлечь ребенка от телевизора легче: любой самый страшный фильм имеет конец. А азартная игра может продолжаться бесконечно: проиграв, хочется выиграть, а выиграв – закрепить успех. Происходит полнейшее духовное расслабление, хотя самому игроку (или тому, кто за ним наблюдает со стороны) порой и кажется, что он максимально целеустремлен, сосредоточен и спокоен. Это страшное и опасное состояние может захватить любого, кто позволит игре овладеть собой. Если идет игра без ставок, азарт все равно присутствует: место одной страсти – сребролюбия, занимает другая – гордыня.
Она диктует "волю к победе", даже если играешь с машиной. Любая азартная игра потакает темным сторонам натуры. Тем более опасно, если это происходит с детьми. …Умненький розовощекий мальчик сидит за столом. Прикусив губу и держа пальцы на кнопках сложной машины, он не сводит напряженного взгляда с экрана, на котором мелькают рисованные картинки. Мальчик занят игрой. Он дома, а не в подворотне. И на экране – ничего страшного или неприличного. Взрослых это устраивает. Они могут хоть каждые пять минут заходить и смотреть на своего ребенка. Но увидят только внешнее, только тело. А что происходит в это время с душой?
Ее глубочайшее волнение поднялось на пустом месте. Происходит, в общем, то же, что при просмотре теле- или видеофильмов. Однако есть одна принципиальная разница. Специфика компьютерной игры делает человека не пассивным зрителем, а активно действующим лицом. И живет, действует он уже не в нашем, а другом, иллюзорном, мире. Мир же этот существует по примитивным и жестким законам, которым игрок вынужден подчиняться. Он принимает решения, уже предусмотренные для него. Так в сознании ребенка происходит программирование определенных навыков и нравственных стереотипов. Что же именно происходит?
Во-первых, формируется положительное отношение к миру злых духов – миру, населенному "инопланетными" монстрами, вампирами, роботами-убийцами и откровенной бесовщиной. Тем самым постепенно разрушается барьер, установленный Богом между человеком и падшими духами. Некоторые игры (например, "Звездные войны" и др.) носят ярко выраженный демонический характер.
Во-вторых, игры учат жить по законам этого бесовского мира, где "побеждает" сильнейший, хитрейший, безжалостнейший. Человеческая личность в этом мире перестает что-либо значить; она воспринимается не как ближний, не как образ Божий, а как "условный противник" или "строительный материал". То, что компьютерные игры якобы развивают интеллект, давно развенчанный в медицинской и в православной литературе миф. Они помещают ребенка в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, тогда как и в науке, и в любой "живой" человеческой деятельности требуется не набор алгоритмов, а творческая интуиция.
Педагогические заметки:
Я в мире профессии тренинги профессионального самоопределения для
подростков
В МОУ для детей МУК, помимо анкетирования активно проводятся тренинги призванные обеспечить самореализацию учащихся в выборе профессии. В данном разделе квалификационной работы мной будет предложена программа «Тренинги профессионального определения». Выбор профессии наиболее важное решение, которое ...
Требования, предъявляемые к тестам
Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом. 1. Надежность контрольного задания - это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать, исследуемый в дидактических экспериментах, показатель, как задани ...
Понятие «качество образования», основные критерии оценки и
технологии повышения качества ее
Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специальн ...